Сущность дифференциальной психологии и этапы ее развития
Дифференциальная психология — это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная психология является одним из самых молодых ответвлений от общей психологии. Первоначально рассматривались такие названия как «характерология», «индивидуальная психология» или «этология». В 1900 году В. Штерн, психолог из Германии, ввел понятие «дифференциальной психологии». В этой связи он признан основателем данного научного направления. Самостоятельной отраслью, дифференциальная психология, стала лишь несколько десятилетий спустя.
Современная дифференциальная психология занимается изучением отличий представителей разнообразных гендерных, социальных, этнических и возрастных групп, а также установлением данных различий. Кроме того, к компетенции дифференциальной психологии относится выявление, установление, измерение и использование индивидуальных особенностей психики различных групп индивидов.
Этапы становления и развития дифференциальной психологии:
- Первый этап, донаучный. Осуществляются попытки объяснить взаимосвязь между индивидуальными различиями людей, в зависимости их имени, кожного рисунка на ладонях, черт лица и т.д.
- Второй этап. Исследователи занимаются анализом индивидуальных особенностей людей, в рамках таких наук как философия и медицина. Яркими представителями данного периода являются: Гиппократ, Платон, Дидро, Монтень, Гален и некоторые другие. Все они занимаются изучением связи между индивидуальными характеристиками человека и его способностями. В этот же период разрабатывается и апробируется достаточно большое количество разнообразных тестов и методик, которые используются для диагностирования уровня интеллекта. На основании накопленных знаний, Крепелин создает целостные картины психики людей, с выделением их индивидуальных особенностей.
- Третий этап. Данный этап продолжается и в настоящее время. Свое начало он берет в 1900 году, когда впервые в свет вышел труд В. Штерна «О психологии индивидуальных различий».
Основные направления и задачи дифференциальной психологии
Направления дифференциальной психологии:
- Исследование индивида на разнообразных уровнях, выявление на каждом из них специфики и закономерностей его развития, особенностей проявлений. Данное направление занимается изучением того как изменяется человек на протяжении своей жизнедеятельности. Исследованию подвергаются психофизиология индивида, свойства его психики, происходящие в ней процессы.
- Диагностика – направлена на выявление и оценку отклонений в психике человека на разных этапах его развития и жизнедеятельности. Основной задачей диагностики является формулировка прогнозирования дальнейшего развития человека.
- Коррекция – исправление выявленных дефектов в развитии психики, а также своевременное предупреждение причин их возникновения.
Современные исследователи человеческих индивидуумов выделяют такие задачи, как:
- Изучение источников разнообразных вариантов различий, которые подлежат измерению.
- Изучение вариабельности разнообразных признаков в объединениях и группах, включающих в себя людей по признакам этноса, расы, возраста или пола.
- Изучение симптоматики типовых различий.
Основные проблемы современной дифференциальной психологии
На современном этапе своего существования дифференциальная психология решает большое количество различных прикладных проблем индивидуального различия между представителями разных этносов, возрастов, полов и социальных групп.
Основная проблема, стоящая перед дифференциальной психологией является изучение влияния окружающей среды и врожденных задатков на развитие одаренностей и способностей индивида.
Так, в рамках дифференциальной психологии, было доказано, что одаренности и способности индивида зависят от особенностей свойств нервной системы:
- Скорости торможения и возбуждения.
- Интенсивности протекания нервных процессов.
- Скорости исчезновения и возникновения нервных процессов.
Еще одной из наиболее актуальных проблем дифференциальной психологии является исследование взаимосвязи между асимметрией полушарий и способностей индивида, между его интеллектом и эмоциональностью. Так, основными исследованиями являются изучение эмоциональных и интеллектуальных различий правшей, левшей и амбидекстров.
Одной из важнейших проблем дифференциальной психологии является изучение индивидуальных проявления по возрастным и гендерным группам.
На сегодняшний день различают основные проблемы методов исследования:
- Первая проблема – определение оптимальных методов и средств для каждого конкретного исследования, ориентирование на собственные знания и окружающие условия. Подобранные методы и средства должны позволять исследователю проникать в психический мир испытуемого, получать адекватные результаты, которые могут быть интерпретированы качественно и количественно.
- Вторая проблема – установление эффективной связи между видимыми физическим проявлениями, симптоматикой и их внутренним психическим содержанием.
Решение этих проблем поможет на практике точнее отбирать кандидатов для разнообразных видов профессиональной деятельности (например, спортсмены), а также для занятий определенными видами непрофессиональной деятельности. От правильности подбора кандидатов зависит успешность выполняемой ими деятельности.
В настоящее время проблема изучения индивидуальности приобретает практическое значение. Она позволяет изучать и прогнозировать развитие способностей и свойств человеческой личности.