Внимание: функции, характеристики
Внимание - это сквозной психический процесс, отражающий направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание является сквозным процессом в силу того, что оно пронизывает все остальные психические процессы: от ощущений до мышления, не имея при этом своего психического продукта. Без внимания осуществление этих процессов было бы попросту невозможно.
Внимание обладает тремя основными аспектами:
- познавательный: являясь сквозным процессов, внимание организует всю познавательную сферу, это сосредоточенность и концентрация сознания
- эмоциональный: эмоции неразрывно связаны с процессом внимания, эмоционально окрашенные объекты вызывают внимание сами по себе
- волевой: внимание нередко требует от нас волевых усилий и сопротивления отвлекающим факторам
Внимание развивается системно сообразно развитию определенных отделов мозга:
- До 2-х месяцев внимание формируется как система бдительности: выступает как система поддержания ребенком определенного уровня бдительности и активности.
- От 2-6 месяцев внимание выступает как система пространственной ориентации: отвечает за выбор объекта внимания и удержание направленности на него
- С 5-6 месяцев внимание реализуется как система управления (исполнительного контроля): выступает как установка на то, что следует реагировать и на что нет.
Основные функции внимания - это отбор поступающей информации (фокусировка на нужном и отвлечение от ненужного) и удержание (направленность на определенную деятельность и сосредоточенность как углубление в эту деятельность и отвлечение от других деятельностей).
Среди видов внимания выделяют следующие:
- по степени активности субъекта: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное), послепроизвольное
- по степени прямой заинтересованности: непосредственное (на то, что интересно), опосредованное (через установление связей)
- по характеру объекта внимания: интеллектуальное (к собственным мыслям и переживаниям), чувственное (к эмоциям и органам чувств), моторное (к собственным движениям)
Основные свойства внимания выделяются сообразно двум параметрам: внимание как состояние (концентрация, избирательность, объем), внимание как процесс (распределяемость, устойчивость, переключаемость)
Основные модели исследования внимания
Исследования внимания как самостоятельного процесса берут свое начало из когнитивной психологии. Как известно, для когнитивных психологов основной интерес представляет наша познавательная деятельность и ее особенности. Для когнитивной психологии начала двадцатого века основной метафорой сознания является компьютерная метафора, а центральная нервная система - это основной пропускной канал поступающей информации.
Однако, у любого компьютера объем пропускной способности ограничен, поэтому и когнитивная психология пыталась найти эти ограничения познавательной деятельности. И здесь оформляются два основных направления: эти ограничения структурные (ограниченная пропускная способность) или энергетические (по принципу ограничений электросети).
В первом случае, для того, чтобы избежать перегруза обработки информации структуру сознания нужно как-то защитить. Для этого можно использовать некие фильтры. В этом направлении построены концепции ранней и поздней селекции (Д. Бродбент, А. Дойч и Д. Дойч, Д. Норман и А. Трейсман).
Поэтому первой метафорой внимания является фильтр, и основные исследования данного направления касались принципа работы этого фильтра и его месторасположения.
Во-втором случае, внимание служит механизмом распределения ресурсов нашей умственной энергии между задачами для того, чтобы избежать перегруза. В данном ключе построена ресурсная теория Д. Канемана.
Есть еще третий вектор исследования внимания - отказаться от концепции сознания как компьютера, с чем отпадает идея его ограниченности. И тогда избирательность внимания - это следствие избирательности восприятия, в основе которого лежат некоторые схемы восприятия действительности, в одни из которых мы выбираем информацию через соотнесение с эталонами в памяти, то далее направляется активность на ее переработку. В таком ключе построена концепция внимания как механизма предвосхищения У. Найссера.
Современная психология в контексте изучения внимания сконцентрировалась на идее того, что внимание связано с поставленной задачей, и отошла от моделей фильтра или энергетических ресурсов. Сейчас исследования строятся в русле третьей метафоры - метафоры прожектора, который выбирает (высвечивает) блок информации из окружающего мира и усиливает обработку этой информации. В русле данной метафоры, исследователи предполагают пространственную природу внимания: зрительное внимание “высвечивает” участок в пространстве (аналогично прожектору) и усиливает (удерживает) это место в пространстве, обрабатывая его.
В связи с этим, доминирующими исследованиями внимания в когнитивной психологии являются концепции зрительного внимания, зрительного поиска и перенаправления зрительного внимания.
Анализ исследований
Основные силы изучения внимания как механизма отбора были направлены на то, чтобы понять, а где именно располагается этот фильтр: если он располагается на ранних этапах пропуска информации, то как не потерять что-то важное, а если на поздних этапах, то зачем он тогда нужен, если уже пропущен довольно большой информационный объем.
Основная модель исследования была предложена в 50-х годах К. Черри, который занимался изучением акустических особенностей внимания: как человек способен выбрать один информационный канал из множества. Эксперименты К. Черри (двойные сообщения) показали, что информационный фильтр находится довольно рано, на уровне обработки физических признаков: человек может заметить смену женского голоса на мужской и наоборот, посторонние резкие звуки и т.д., но сам смысл этого сообщения он воспроизвести не может.
Эта модель стала началом для формирования теории ранней селекции Д. Бродбента, который предложил следующую модель: сенсорный буфер, в котором первичная информация и ее характеристики удерживается очень короткое время, канал с ограниченной пропускной способностью и фильтр. Но в это же время стал накапливаться большой массив исследований, которые стали показывать, что фильтр может находится и не так рано или строен по-другому. Этой мысли способствовали факты о том, что человек может слышать свое имя в многолюдной толпе, разговаривая с другим человеком (феномен “коктейльной вечеринки”), фиксировать эмоционально окрашенные стимулы.
В связи с этим, исследователи стали разрабатывать концепции более позднего месторасположения фильтра, что нашло свое отражение в теории поздней селекции Д. Дойч, А. Дойч и Д. Нормана, которые предложили поместить этот фильтр вообще на выходе после полноценной смысловой обработки информации, однако на входе информации тогда необходим блок идентификации релевантности информации, который может быть связан с особенностями строения языка или системой намерений. Так появляется возможность для исследования не только чувственного внимания, но и умственного (по отношению к нашим мыслям).
А. Трейсман предложила идею и вовсе о другой структуре фильтра - модель аттенюатора, который не блокирует информацию, а тормозит или ослабляет ход ее обработки, сообразно радиотехническому устройству, который плавно снижает электромагнитные колебания. Аттенюатор работает по принципу сопоставления с нашим умственным словарем (“ментальный лексикон”: систематизация слов в сознании человека): если поступающее сообщение активизирует наши словарные единицы, то сообщение проходит дальше, если нет, то ослабляется. Однако низким порогом активации обладают такие стимулы, как, например, наше имя, эмоционально заряженные единицы, или те единицы, которые уже ранее были активированы.
В итоге, данных относительно и теории ранней и теории поздней селекции накапливалось довольно много, в результате чего сформировалась концепция множественной селекции, которая продвигала идею о том, что самих фильтров довольно много, и их активация зависит от поставленной задачи.
Что касается энергетических концепций внимания, то здесь первой была модель единых ресурсов внимания Д. Канемана, который предлагает идею о том, что существует предел способностей человека к выполнению умственной работы (ограниченный объем умственных усилий). Количество доступных для работы ресурсов постоянно изменяется, но человек может управлять своим собственным фондом ресурсов посредством перераспределения внимания. В результате экспериментов с двойными задачами, в рамках которых усложнение одной задачи вело к появлению ошибок в другой, автор выделяет факторы, влияющие на распределение внимания: наши актуальные намерения, постоянные установки, уровень сложности задачи. Однако стали появляться данные о том, что существуют задачи, очень похожие друг на друга при небольшом изменении способа подачи или ответа, которые сочетаются друг с другом либо хорошо, либо плохо. Так начали формироваться идеи о составных или множественных ресурсах.
Таки или иначе, стало ясно, что модели фильтра и ресурсов имеют явное ограничение - они могут продолжаться до бесконечности: количество фильтров может быть бесконечным, в также количество ресурсов.