Психология — это наука, которая изучает закономерности проявления, развития и деятельности психики индивида и отдельных групп. В ее пределах объединяются гуманитарный и естественно-научный подход.
Современная психология и ее характеристика как науки
Психологию часто называют наукой о душе. В системе наук она занимает особенное место, поскольку исследует самое сложное, что в настоящее время известно человечеству — душу человека.
Психология характеризуется тем, что в ее рамках сливаются объект и субъект познания. При всей кажущееся древности наука является относительно молодой. Всего лишь в 1879 году была открыта первая научная лаборатория В. Вундта. Психология расположилась на стыке естественных и гуманитарных наук.
Что касается современного состояния психологии, то она представляется в виде весьма разветвленной системы научных дисциплин, которые делятся на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальная сфера психологии разрабатывает общие проблемы, изучает общие закономерности психики, которые проявляются у людей вне зависимости от деятельности, которой они занимаются. По причине своей универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединили с помощью термина «общая психология».
Общей психологией исследуется индивид с выделением в нем психических познавательных процессов и личности. Психология познавательных процессов занимается исследованием таких психических процессов, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Психология личности рассматривает психическую структуру личности и ее психические свойства, которые определяют дела и поступки человека.
Методы современных психологических исследований
В современной психологии каждый день происходит большое число научных открытий, а также применяются новые методы исследования психологических процессов.
Общие методы психологии включают:
- лабораторный эксперимент,
- естественный эксперимент,
- метод научного наблюдения,
- анализ продуктов психической деятельности и др.
К числу специальных методов относятся:
- Общенаучный метод моделирования представляет собой знаковую имитацию психических явлений или организацию разных типов человеческой деятельности в рамках искусственно сконструированной среды. Через него появляется возможность моделирования некоторых аспектов восприятия, памяти, логического мышления, а также создания бионических моделей психической деятельности.
- Биографический метод исследования личности состоит в процессе выявления ключевых факторов формирования индивида, его пути жизни, кризисов в процессе развития, аспектов социализации. Анализу здесь подвергаются текущие жизненные события, проводится прогноз возможных ситуаций в будущем, формируются графики жизни.
- Сравнительно-генетический метод представляет собой способ исследования психических закономерностей с помощью сравнения отдельных стадий психического развития индивидов.
Ежегодно исследователи различных специальностей осуществляют большое число исследований, совершая целый ряд научных открытий. Прошедшие годы второго десятилетия 21 века стали прорывными во многих сферах психологии. Рассмотрим самые интересные из них.
Научные открытия в современной психологии
Ученые-психологи провели исследование, которое продолжалось 8 лет, и касалось родительского контроля. Было определено, что его избыточное количество способно затормозить детское развитие.
В процессе открытия была изучена корреляция между стремлением родителей к чрезмерному контролю ребенка и его развитием. Исследование показало, что чрезмерный контроль способен уже в возрасте 2 лет вести к неумению регулировать собственные эмоции. Ситуация усугубляется к 5 годам, когда ребенок уже сам не может себя контролировать.
С 5 лет дети, столкнувшиеся с избыточным контролем родителей, уже не могут сами решать эмоциональные проблемы и трудности в обучении. Педагоги имеют такое мнение, что к десяти годам у такого ребенка слабо развитыми оказываются социальные навыки и можно наблюдать проблемы в учебе.
Другими словами, родители, которые всегда заглядывают ребенку через плечо, исключают для него возможность появления контроля чувств и поведения. Такие дети не способны справиться со стрессом, привыкая полагаться на других, что способствует отсутствию социальных навыков.
Дети, находящиеся под излишним контролем, гораздо труднее заводят друзей. Другие дети не желают дружить с теми, кто не в состоянии контролировать свой гнев и начинает драться в случае возникновения любого спора. Один из авторов исследования Николь Б. Перри сделала вывод, что способность контролировать свои эмоции и поведение является важнейшим фундаментальным навыком, который должен быть усвоен еще в раннем детстве.
Для современной психологии характерны открытия в области взаимодействия человека и сети интернет. В 2018 году Мелисса Хант провела исследование, которое доказало наличие связи между депрессией и низкой самооценкой, с одной стороны, и долговременным пребыванием в социальных сетях, с другой.
Хант полагает, что люди, которые не способны оторваться от социальных сетей, занимаются снижением уровня своего жизненного благополучия. В процессе данного эксперимента около 150 студентов университета Пенсильвании разделили случайным образом на 2 группы, одна из которых могла пользоваться социальными сетями в обычном объеме, а другая должна была ограничить нахождение в каждой из социальных сетей 10 минутами в день.
Трехнедельный эксперимент показал, что у участников второй группы, которые не злоупотребляли социальными сетями, за время эксперимента был существенно снижен уровень ощущения одиночества и депрессии. Хант сделала вывод, что только лишь ограничение использовать социальные сети до 30 минут в день может значительно увеличить степень внутреннего благополучия.
Отметим, что эффект Мелиссы Хант был особенно выражен у тех студентов, которые перед началом эксперимента ощущали особенно высокий уровень депрессии.