Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека

Сознательное в психике человека

Определение 1

Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.

Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.

Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.

Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.

Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:

  • дает возможность различать субъект и объект, обеспечивает формирование целей деятельности, содержит совокупность знаний об окружающем мире;
  • дает возможность предварительного мысленного построения действий;
  • оказывает помощь в предвидении результатов действий;
  • регулирует поведение человека и его деятельность;
  • эмоционально оценивает межличностные отношения.

Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.

В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.

«Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.

Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.

Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.

Бессознательное в психике человека

Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.

Замечание 1

Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.

К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.

Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.

Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.

Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память. Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание.

Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.

Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.

К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.

Опыт всего человечества запечатлен в коллективном бессознательном в виде архетипов, которые являются универсальными образами мышления, мировосприятия, поведения. Непосредственно они не обнаруживаются и дают о себе знать через сновидения, предчувствия, видения. К. Юнг дал им своеобразные и условные названия – Самость, Персона, Тень, Мать, Ребенок, Бог, Смерть и др.

Замечание 2

Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.

Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.

Замечание 3

Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.

Сознательное и бессознательное и их соотношение

В решении некоторых мировоззренческих вопросов сознание можно рассматривать как нечто однородное и целостное, однако при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру.

Тенденция оценивать проявление духовной деятельности более дифференцированно, складывалась с немецкой классической философией. Развивается эта тенденция и в настоящее время.

Сознание, как было установлено, является многоярусным и разнополюсным образованием по своей структуре и его связь с соответствующим материальным субстратом также следует учитывать. Структура мозга в значительной степени предопределяет структуру и свойства сознания – определенные участки головного мозга соответствуют отдельным проявлениям психонервной деятельности.

Психические функции в определенной степени локализуются, хотя она и не является абсолютной и утрачиваемую функцию на себя берет соседний участок. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений.

Крупнейшее открытие сделал американский ученый Р. Сперри, который обнаружил функциональную асимметрию левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у правшей, как было обнаружено, управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями. Правое полушарие отвечает за зрительные образы, музыкальный слух, эмоции. Для того, чтобы сознание функционировало нормально, необходимо взаимосогласованное участие обоих полушарий.

Вопросы, связанные с уровнями сознания, являются наиболее сложными. У специалистов нет сомнений в том, что небольшая часть психической деятельности субъектом осознается, остальная, большая часть – не осознается.

В психической деятельности человека выделяют четыре уровня:

  • первый уровень – это самый верхний этаж сознания, занимающий «Сверх-Я» – социально значимые нормы и заповеди, внутренне усвоенные индивидом;
  • второй уровень – это часть психической деятельности индивида, непосредственно для него открытая и им контролируемая;
  • третий уровень занимает подсознательное – это слой психической деятельности, например, забытые переживания, тревоги, опасные мысли, которые в данный момент в поле сознания индивида появиться не могут, однако такие сведения могут всплывать в сознании самопроизвольно;
  • четвертый уровень – это бессознательное, включающее такие феномены, которые никогда в поле сознания не появляются ни спонтанно, ни по воле субъекта.
Замечание 4

Сознательное и бессознательное различны, но их нельзя отделять их друг от друга и рассматривать можно только как единое целое.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot