Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социально-психологические условия формирования мотивации отказа от табакокурения среди молодежи

Все предметы / Психология / Социально-психологические условия формирования мотивации отказа от табакокурения среди молодежи
Определение 1

Табакокурение является весьма распространенной среди молодежи дурной привычкой, поэтому представляет собой объект исследования специалистов разных сфер (медицина, социология, психология).

Проблема табакокурения в современном мире

В настоящее время ученые приводят множество доказательств того, что табак представляет собой одну из основных предотвратимых причин смерти. Статистика показывает, что эта дурная привычка убивает до половины людей, которые употребляют табак (исследования Всемирной организации здравоохранения 2011 года)

При употреблении табака растет риск развития сердечнососудистых, легочных, желудочных и кишечных заболеваний. Он часто приводит к внутриутробной смерти, болезням ротовой полости, прочих систем и органов (исследования Сахаровой, Заридзе, Давыдова, Бойцова и др.).

С первой половины прошлого столетия психологами разрабатывались концепции вероятных причин пристрастия (мотивации) к курению табака. Самой известной в этой сфере стала психоаналитическая концепция незавершенности оральной стадии, разработанная Зигмундом Фрейдом.

Психологи и ученые из других сфер занимаются активным исследованием воздействия социально-психологических факторов на приобщение к табакокурению. На микроуровне принято рассматривать государственную политику в отношении производителей табака, включая его стоимость и правовые нормы. Особое внимание обращается на рекламу табачных изделий и эффективность социальной рекламы в этой сфере.

Оценка микросоциума состоит из исследований влияния отношения к табакокурению в семье. Что касается исследования мотивации отказа от курения среди молодежи, то важно обратить внимание на распространение табака среди сверстников, курения ради самоутверждения и др.

Среди особенностей личности молодых людей, которые начинают курить, принято рассматривать:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Низкую самооценку,
  • Высокую тревожность,
  • Сложности в социальной адаптации,
  • Тягу к риску и др.

Вопрос формирования мотивации в рамках распространения курения рассматривается с точки зрения 2 сторон: исследование мотивации желающих бросить пагубную привычку и анализ мотивации молодежи к здоровому образу жизни.

Ученые признают очевидность формирования личностной мотивации, которая требуется для того, чтобы вести эффективную борьбу с никотиновой и другими зависимостями у молодежи. Формирование мотивации вести здоровый образ жизни способствует также отказу от табакокурения.

Мотивация отказа от сигарет среди молодежи

Психологи, педагоги, медики и социологи активно разрабатывают способы профилактики курения и борьбы с зависимостью от никотина. К настоящему времени программы в рамках информационного подхода в большей степени акцентируют внимание на описании вреда табака, который он оказывает на человеческий организм.

Низкую эффективность программ связали с несколькими факторами. Так, отмечается излишне оптимистическое отношение к своему здоровью со стороны молодых людей, которые часто воспринимают постоянные предупреждения со скептицизмом. В современных средствах массовой информации присутствует провокация интереса к табаку посредством красочных описаний вредного воздействия никотина на организм (молодежь имеет такую возрастную особенность, как стремление к риску).

Что касается мотивации отказа от табакокурения, то в науке почти нет информации об эффективных методах оценки воздействия профилактической работы на личностном уровне. Для результатов исследования этой сферы характерны следующие положения:

  • Декларируемые призывы к отказу от курения в общественных местах;
  • Активная реклама табачных изделий в социальной среде;
  • Курение взрослых людей в присутствии детей с одновременным требованием отказаться от табакокурения детям в будущем;
  • Растущая потребность в разработке модели, алгоритмов и технологии эффективного формирования мотивации отказа от табака в пределах первичной профилактики вредной привычки;
  • Недостаточная разработанность проблемы в психологии и других социальных науках.

Наличие проблемы табакокурения предопределяет необходимость осуществлять поиск, изучение социально-психологических условий, которые способствуют снижению употребления табачных изделий среди молодежи, а также высокой социальной потребности в разработке и внедрении комплексной эффективной профилактической программы, сконцентрированной на создании устойчивой мотивации к первичному отказу от табакокурения.

Социально-психологические особенности создания мотивации первичного отказа от табакокурения у молодежи

Для того, чтобы определить социально-психологические условия мотивации отказа молодежи от употребления табака, необходимо рассмотреть аспекты формирования мотивации первичного отказа от табакокурения. Она может стать эффективнее, если для этого создать социально-психологические условия трех уровней.

На макросоциальном уровне эти условия предполагают наличие ограничений распространения информации о курении и его рекламы в обществе. На микроуровне это обеспечено созданием нетерпимого отношения среди сверстников и близких людей к курению. На личном уровне необходим учет особенностей характера, воли и проявления активности студенческой молодежи, которая должна осуществлять противодействие давлению курящего сообщества.

Социально-психологическая модель способна обеспечивать более полный учет данных условий в случае планирования и проведения профилактической работы с молодежью в области достижения первичного отказа от курения табака.

Для проведения исследований в области мотивации отказа от табакокурения необходимо использовать несколько основных методов: анкетирование, социальные опросы, интервью и тесты. Как правило, анализируя группу испытуемых, берется за основу диагностический комплекс, состоящий из методики «Смысло-жизненные ориентации», Калифорнийского личностного опросника, методики «Уровень социального инфантилизма» и др.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис