Социальная психология — это раздел психологии, который занимается исследованием закономерностей поведения и деятельности людей. Они обусловлены, прежде всего, включением человека в социальные группы, а также психологическими характеристиками данных групп.
Предмет и объект социальной психологии
Социальная психология представляет собой отрасль психологической науки, изучающую закономерности поведения и деятельности человека. Человек – это социальное существо, поэтому нельзя представить его жизнь и развитие в отрыве от общения и взаимодействия с другими людьми.
Социальная психология исследует следующие аспекты:
- Общение и взаимодействие людей друг с другом,
- Мысли людей друг о друге,
- Влияние людей друг на друга,
- Отношения людей друг к другу.
В качестве предмета изучения социальной психологии выступают социально-психологические проявления личности, в том числе типология личности, ее положение в группе, общение и межличностные отношения. Она рассматривает кроме всего прочего психологию общности, включая особенности групп, психологию классов, этносов, толпы и психические процессы массового характера.
Одним из ведущих направлений науки является исследование закономерностей взаимодействия между личностью и обществом, а также изучение закономерностей формирования и развития групп.
Объектом исследования является личность, социальные группы (малые, состоящие из 2-3 человек; большие, включающие в себя представителей всего этноса). Наука занимается также изучением процессов развития личности и конкретной группы, межличностного и межгруппового взаимодействия.
Значение социальной психологии в становлении психолога, работающего в сфере образования
Образование представляет собой систему определенных знаний, умений и навыков. Оно считается продуктом системы действий (процесса), который, говоря психологическим языком, называется социальным обучением. Здесь обучение необходимо рассматривать в качестве направленного социального воздействия со стороны некоторого субъекта (учителя). Его целью является изменение в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой области.
Для психолога в сфере образования очень важна социальная психология, при этом разные аспекты процесса обучения рассматривает, прежде всего, педагогическая и когнитивная психология. В той области, где предусмотрено межличностное взаимодействие, таким или иным образом проявляются и социально-психологические закономерности.
Педагогическая (образовательная) среда состоит из большого количества различных социально-психологических связей и отношений между индивидами. Сюда, в первую очередь, важно включить таких участников процесса обучения и воспитания, как преподавателей и учеников (школьников, студентов), а также специалистов, выполняющих управленческие, контрольные и ревизионные функции. Нельзя не выделить отдельно и родителей учащихся, так как их влияние в образовательной среде считается очень существенным.
Если посмотреть на работу школы или вуза, то взаимодействие преподавателей и учащихся происходит на протяжении относительно долгого периода времени. По этой причине классы и студенческие группы со временем приобретают некоторые характеристики организованных групп, для которых характерны многие проявления групповой динамики. Например, стиль поведения отдельного преподавателя (учителя) непосредственно влияет на социально-психологический климат в группе. В этом процессе появляются неформальные связи между ее членами, на основе чего возникают подгруппы и неформальные лидеры, что оказывает либо позитивное, либо, напротив, негативное влияние на весь процесс обучения.
Задачи обучения с позиции социальной психологии чаще всего требуют от преподавателя определенной степени контроля деятельности учеников, поддержки принятых дисциплинарных норм. Это будет способствовать формированию оптимального социально-психологического климата.
Множество исследований, которые проводили психологи и социологи в разных странах, отражают превосходство климата обучения, который называют не директивным (демократическим, ориентированным на учащихся). По имеющимся данным в таких группах можно отметить большую продуктивность и удовлетворенность учеников.
Социальная психология и учебно-воспитательная работа
Практика учебно-воспитательной работы в российских образовательных заведениях (особенно в средних школах) все чаще начинает использовать положения социальной психологии. Это можно отнести к следующим сторонам образования:
- повседневные функции учителя,
- специфика воспитания и преподавательской деятельности,
- организация всевозможных школьных мероприятий, где заняты ученики и их родители (контакты между участниками учебно-воспитательного процесса).
Как правило, наличие во многих школах штатных психологов, способно успешно служить целям организации разных аспектов внутришкольной деятельности. В идеале деятельности школьного психолога способствует профессиональная психологическая культура учителя, в основе которой лежит достаточная психологическая подготовка в высших учебных заведениях.
Школьный учитель по сути сам является психологом по характеру своей деятельности. Он же – основной помощник штатного психолога в школе. При этом проблемы, возникающие на учебно-воспитательном поприще, прежде всего, имеют социально-психологический характер.
Проблемы социально-психологического характера в школах и других учебных заведениях рассматриваются школьными психологами, например, в процессе психологического просвещения (среди учителей и родителей) и психологической профилактики. Важная форма данной работы представлена психолого-педагогическим консилиумом. Его задача состоит в осуществлении помощи учителям в ходе всестороннего подхода к оценке личности школьника и его поведения для исключения субъективизма.
Социально-психологическая проблематика в работе школьных психологов явно присутствует и в тех ситуациях, когда они ведут консультационную, диагностическую и коррекционную работу с учащимися.