Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

СМИ как институт социализации

Социализация: сущность и виды

[Определение] Социализация - это процесс освоения индивидом социальных и культурных норм, моделей социально одобряемого поведения, ценностей и установок, принятых в данном обществе. [/Определение]

Данный процесс является необходимым для успешного функционирования в обществе. Важность данного процесса обуславливается тем, что он дает возможность для успешного функционирования и реализации индивида в обществе. Это сродни изучению алфавита. Сам процесс длится всю жизнь, но глобально можно выделить два этапа:

  • Первичная социализация - усвоение базовой системы ценностей, установок и моделей поведения, принятых в обществе в целом. Данный этап реализуется в межличностном контакте с родителями и ближайшими родственниками, которые являются агентами первичной социализации. На данном этапе происходит полоролевая идентификация, усвоение моделей поведения и общения, освоение базовых культурных и социальных норм.
  • Вторичная социализация - усвоение ценностей и установок в конкретных социальных группах. То есть на базовый костяк социализации нанизываются более конкретные ее формы. Агентами вторичной социализации являются школы, кружки, секции, университеты, государственные образования, средства массовой информации.

Наиболее сензитивными, то есть чувствительными периодами для социализации являются детство, отрочество и юность. В детстве происходит базовая социализация, в результате которой ребенок усваивает основные формы поведения и общения в обществе в целом, а также относительно своей половой идентичности. В подростковом возрасте происходят процессы самоопределения, поиска себя, собственных ориентиров, закладываются ценностные ориентации молодых людей. Далее в юношеском возрасте эти ориентации подвергаются проверке на жизнеспособность и соответствие реальности.

На каждом из этих этапов происходит глубинная личностная перестройка, в результате которой личность становится сверхчувствительной к воздействиям извне, а особенно чувствительной к информационным потокам. И наиболее мощным агрегатором информации в современном мире являются средства массовой информации.

Влияние СМИ на процесс социализации

СМИ - один из социальных институтов, относящихся к духовной сфере, то есть влияющих на наше мировоззрение, самосознание. Средства массовой информации представлены в виде различных каналов коммуникации, предназначенных для взаимодействия с большими аудиториями. Основная суть такого взаимодействия в формировании и устойчивом воспроизведении социально одобряемых форм поведения и мышления (ценности, убеждения, установки). Таким образом, СМИ как социальный институт выполняет роль регуляции общественных отношений. Каналами СМИ являются: печатные издания, телевидение, радиовещание, Интернет.

«СМИ как институт социализации » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С конца прошлого века усилилась именно роль Интернета как канала коммуникации. Эволюцию СМИ можно проследить следующим образом: сначала превалировали газеты, как методы формирования массового сознания, затем доминировали радиовещание и телевидение, с помощью которых достаточно легко производилась массификация и идеологизация сознания, после чего в конце 20 века появился Интернет.

С точки зрения процесса социализации, благодаря доминированию СМИ в структуре социальных институтов, у людей появилось больше возможностей для усвоения норм и ценностей общества. К тому же, в связи с глобализацией общества появилась возможность усвоения норм не только своего общества, но и других (заимствование западных ценностей, например). Получается, что с помощью работы СМИ социализация идет сразу на нескольких уровнях распространения:

  • мировом: Интернет
  • федеральном: государственное телевидение и радиовещание
  • локальном (городском, районном): местные газеты, телевизионные каналы, группы в социальных сетях

Таким образом, индивид способен усвоить большой спектр социальных и этических норм, идеологических убеждений.

Роль СМИ как института социализации

С появлением Интернета общество сильно трансформировалось: началась цифровизация и глобализация общества, что не могло не отразиться на структуре социальных отношений. В действительности, роль социальных институтов сильно видоизменилась: институт семьи, образования и государства потеряли свое былое доминирующее влияние. И если ранее основные ценности и идеалы транслировались для молодых людей через газеты, телевидение, радио, то сейчас такой способ вторичной социализации не является актуальным.

Особенно восприимчивой к данному каналу информации относится молодёжь. Основная особенность данной социальной группы - стремление к активному самопознанию, формированию собственных взглядов и ценностей. То есть молодые люди находятся на стадии индивидуации - поиска себя. Но в то же время им очень важно быть "на одной волне со своей референтной группой". В этом большую роль играет Интернет, социальные сети и группы.

Замечание 1

Из Интернета юноши и девушки узнают, как отдыхают значимые для них люди, где учатся и работают представители референтной группы. Таким образом, СМИ влияют на все сферы жизни молодых людей: семья, работа, отдых, учеба.

Цифровизация пронизывает все сферы нашей жизни, и это становится уже неоспоримым фактом. Мы обучаемся через Интернет, работаем, проводим свободное время. Соответственно, информационная среда становится уже одной из ценностей данного общества. Поэтому очень важным моментом является подготовка индивидов к жизни в цифровом обществе. Благодаря СМИ как институту социализации в социуме возникает возможность подготовить индивидов к жизни в информационном пространстве, общению в цифровом формате, обучению в медиа среде, транслированию ценностей и правил цифрового общества.

Однако в реализации работы СМИ как социального института имеется существенная проблема, которая является и плюсом, и минусом - это высокая информационная вариативность. В период активного самопознания подросток сталкивается с огромным количеством информации, транслирующей абсолютно разные эталоны, ценности и идеалы. В таком ключе, на СМИ как институте социализации лежит очень большая ответственность по части фильтрации информации.

Помимо быстроты и широты распространения социальных норм и ценностей, в СМИ как канале социализации имеется одна существенная проблема - большой информационный наплыв, в котором эмоционально возбудимые и открытые молодые люди могут не разобраться. В таком ключе, на СМИ как институте социализации лежит очень большая ответственность по части фильтрации информации. Еще одним неблагоприятным фактором работы СМИ как социализирующего института является высокая степень универсализации моделей поведения и огруппления мышления. С учетом глобализации в какой-то мере вырождается этническая индивидуальность. Однако такое влияние является нормативным с точки зрения функционала СМИ - формирование массового сознания и поведения, но с точки зрения процесса индивидуализации, влияние СМИ как социализирующего института может стать травматичным опытом, поскольку в определенные моменты жизни личности важно отделиться от массового сознания для дальнейшего развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot