«Скорбь и меланхолия»
«Скорбь и меланхолия» – это метапсихологическая работа З. Фрейда, написанная им в 1915 году, в которой он описывает два механизма реакции на потерю любимого человека: скорбь (адекватная реакция) и меланхолия (неадекватная реакция).
В своей работе З. Фрейд проводит сравнительный анализ работы скорби и меланхолии в рамках психоаналитического подхода. З. Фрейд отмечает общую картину состояния скорби и меланхолии: глубокая подавленность, угасание интереса к жизни, торможение интеллектуальных, эмоциональных и двигательных процессов. Однако отличием меланхолии от скорби является обесценивание «Я», потеря самоуважения, повышенная самокритичность, усиленное чувство вины и ожидание наказания.
Причина скорби и меланхолии может быть одна - смерть или уход любимого человека, развод, расставание, потеря работы, родного дома, крушение идеалов.
Таким образом, в центре обоих этих механизмов находится потеря объекта: однако при скорби она реальная и объектная, а при меланхолии потеря интрапсихическая (в реальности человек ничего и никого не потерял), но испытывает внутренние терзания и переживания, сходные для скорби (это нарциссическая потеря).
Однако при меланхолии объектная и нарциссическая потеря может быть ярко и не выражена: человек может и не знать, кого или что он потерял, в отличие от скорби, при которой чувство потери объекта и себя самого ярко выражено.
Работа З. Фрейда «Скорбь и меланхолия» является важной в контексте понимания процессов конструирования «Я» личности: обнаружены разные инстанции Я, которые могут конфликтовать между собой и приносить человеку психические страдания и напряжение.
Работа скорби
Скорбь как проявление горя - это реакция на реальную утрату конкретного объекта (человека) или заменяющей его абстракции (идеи, своего дома, Родины). Скорбь характеризуется резким ухудшением настроения, потерей интереса к жизни, отказом от любой деятельности, фиксацией на воспоминаниях.
Главной особенностью работы скорби является осознание утраченности (смерти) объекта - человек понимает, что он потерял. В работе скорби больше сознательных процессов: человек стремится скрыть свои переживания утраты, не распространять их на других людей.
Основной принцип работы скорби - это снятие либидо (способности любить) из объекта. Однако происходит процесс сопротивления, который строится на идее того, что снять либидо - это значит предать любящего, а предательство влечет за собой комплекс чувства вины и стыда.
Такое сопротивление может выражаться в галлюцинациях: человеку может мерещиться ушедший объект, он может чувствовать его запах или голос. Предметы, связанные с объектом, также фокусируют внимание скорбящего, тормозят его на них, ограничивают деятельность и мышление. Поэтому снятие либидо происходит постепенно и маленькими шагами, поскольку этот процесс требует высокого энергетического потенциала и времени.
Работа скорби - это активный и сознательный процесс по переработке либидо в контексте объекта, через воспоминания, через процесс активного переживания процесс утраты становится уже пережитым опытом, в результате которого человек способен отпустить потерянный объект, признать его мертвым.
В человеке происходит противоборство между требованиями реальности (отпустить утраченный объект, снять с него либидо) и нежелании отойти от этой привычной для либидо позиции.
Однако здравый смысл так или иначе становится ведущим: человеку удается направить свое либидо на другие объекты, Я становится более свободным и наполненным.
Работа меланхолии
Меланхолия - это проявление патологической реакции на потерю объекта: причем этот объект не потерян в реальности, он потерян в идеальном смысле в качестве любимого или желанного.
Как пишет З. Фрейд, для развития меланхолии как реакции на потерянный объект, человек должен быть изначально предрасположенным к болезни: это личностная организация, которая отличается высокой эмоциональной привязанностью к объекту, зависимостью от него, слабой устойчивостью этой привязанности.
Объект либидо меланхолика строится на нарциссической основе: это значит, что меланхоличный тип личности не способен к формированию зрелой любви, он способен формировать отношения с объектом, отражающим его самого, то есть любить другого как часть себя, как продолжение себя в нем.
При меланхолии с потерянным объектом происходит утрата Я, которое заменяется самим объектом. Таким образом, в ситуации угрозы потери этого объекта или реальной потере меланхоличная личность регрессирует (откатывается) к нарциссическому отождествлению себя с объектом, в результате чего утраченный объект в силу примитивной идентификации фиксируется, и с ним невозможно разделиться. Так выстраивается связь обладания меланхолика утраченным объектом через прямую идентификацию с ним.
Интересной особенностью меланхолии является обесценивание самого себя и потеря самоуважения. Дело в том, что эта ненависть истинно направлена на объект привязанности: меланхолик ненавидит его за то, что он его оставил, но не может выразить эту ненависть объектно и направляет ее на самого себя, в силу идентификации в том числе. Сверх-Я нападает на изменившееся Я (представленное мертвым объектом), как если бы Я нападало на объект, оставивший его.
Аутоагрессия - это приемлемый способ для меланхолика для выражения ненависти. Неслучайна и склонность к самоубийству при меланхолии - это попытка отомстить (убить) объект потери.
Кроме того, для меланхолии характерны суточные колебания настроений, а также переходы в состоянии мании, З. Фрейд отмечает, что для меланхолика мания - это состояние возвращения всех тех сил, которые были затрачены на скорбь, однако меланхолик остается в неведении, что ему теперь делать и куда направлять свое либидо.