Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Проблема исповедальности в эпоху романтизма

Определение 1

Романтический исповедальный роман – это лирический монолог-исповедь героя.

Особенности романтического исповедального романа

Возникновение нового жанра литературы – романтического исповедального романа, связано с именем Шатобриана.

Замечание 1

В таком произведении внешний мир изображается условно, а все внимание обращено на раскрытие внутренней жизни главного героя, противоречивой и сложной, на его самоанализе.

В романы исповедального жанра автор вкладывает много личного, он временами даже сливается с героем. Современники за вымышленным сюжетом часто угадывали элементы автобиографии, а за героями – реальных людей. Появился даже термин «роман с ключом». Однако при всей субъективности, характерной для романтизма, в исповедальных романах содержится широкое обобщение - в них отражается состояние умов и сердец, вызванное эпохой социальных катаклизмов и потрясений, состояние, определенное романтиками как «болезнь века» - состояние индивидуализма. Шатобриан первым ввел в литературу персонажа, пораженного этой болезнью – героя, отстраненного от жизни общества, неприкаянного, одинокого, терзаемого скукой и разочарованием, враждующего со всем миром.

Основные черты исповедального романа:

  • Фокус повествования больше сосредоточен не на событиях, а на логике построения рассказа о них, на личном сюжете;
  • Конструируется личный сюжет центральным сознанием, исповедальным «я», который определяет выбор для рассказа значимых событий травматического характера, их последовательность в повествовании, а также оценку в двойной перспективе – настоящего и прошлого;
  • Завязка сюжета связана с кризисом личности, а развитие – с его попыткой самоопределения;
  • В композицию сюжета включаются фрагменты прошлого;
  • В повествовании используются приемы эстетизации исповедальности.

Определение исповедального романа связывает этот жанр с классическими исповедями (Руссо, Бл. Августин, де Квинси) и с автобиографическим повествованием. Часто исследователи сближают автобиографический роман с исповедальным.

Автобиография часто включает мотивы призвания, различение голоса повествователя, который обозревает свою жизнь с дистанции прожитых лет. Кроме того, нередко предполагается намеренное исключение или искажение каких-либо фактов жизни. В автобиографическом повествовании для исповедального романа установка на биографические детали не первостепенна. Для него важна установка на воспоминания травматического характера, на эпизоды, имеющие экзистенциальную значимость, которые складываются в особый сюжет. Часто в центре исповедального повествования стоит вопрос вины и стыда. Именно в процессе исповеди вина и стыд обретают личный опыт рассказчика. Вина ложится на субъект исповеди.

«Проблема исповедальности в эпоху романтизма» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Исповедальное сознание сосредоточено на травматическом опыте личности. Интрига исповедального романа от Шатобриана да Беккета, Беллоу, Исигуро, Фаулза, Макьюэна и т.д. состоит в том, чтобы заставить читателя сомневаться в способности повествователя – героя произведения передать, эстетизировать, переписать или же упразднить болезненный опыт. В таком языковом скептицизме соединяются две культурные парадигмы – постмодернистская и романтическая. Романтическая сосредоточена на поиске субъектом истины. Постмодернистская отказывает субъекту в эпистемологической и онтологической легитимности.

Исповедальный романтизм в произведениях Шатобриана и де Мюссе

В литературной жизни Франции нашла отражение борьба консервативных и передовых сио общества. Уже в начале 19-го века во Франции начинают свою деятельность ряд писателей, публицистов, философов. Их задача сводилась к ниспровержению идей Просвещения и революции. Они отрицали идеи просветителей, считая разум источником зла. Они предлагали восстановить религию, веру, церковь и отвергали идеи свободы совести и веротерпимости, которые отстаивали просветители, а также требовали восстановления единой католической церкви. Кроме того, они призывали к возвращению феодальной монархии, отвергая принцип народовластии.

К реакционным публицистам и философам французского романтизма примкнул ряд философов и писателей. Одним из ярких представителей реакционного романтизма является Ф.Р.Шатобриан. Его «Дух христианства» стал очень популярным произведением. Книга состоит из двух художественных отрывков, двух повестей, одна из которых является продолжением другой – «Атала» и «Ренэ». Действие в произведении разворачивается в Америке, среди дикарей. Герои, объединяющие обе повести – молодой француз Ренэ и старик дикарь Шактас. Шактас рассказывает французу о своей молодости, о том, как попал в плен, и как его спасла Атала, белая девушка, с которой они бежали в леса. Однако счастье влюбленных было недолгим, девушка покончила с собой из-за данного ее матерью за нее обета безбрачия.

Рассказчиком во второй повести является Ренэ, который передает старику трагическую историю любви к нему его сестры. Девушка, полюбил брата запретной любовью, уходит в монастырь. Молодой человек покидает Европу. Он, как и все романтические герои, предпочитает жизнь среди диких племен, так как в цивилизованных странах он видит только эгоизм, страдания и испорченность.

Замечание 2

В лице Ренэ Шатобриан показывает типичного героя реакционного романтизма с его «мировой скорбью» и пессимизмом. Ему кажется, что жизнь бессмысленна.

Это драма человека старого мира, для которого из-за революции оказались закрыты все перспективы.

Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» - это повествование о чудовищном недуге, настигшем французское общество после кампаний Наполеона. Болезнь века – это меланхолия, которая овладела умами французов. Грандиозные имперские планы потерпели крах. Старые смыслы канули в прошлое, а новые не появились. Главный герой романа Октав пребывает в мрачном поиске любви.

Назвать произведение «Исповедью» означало для автора признаться в своих ошибках и взять на себя ответственность за них. Но он является сыном века, а значит, вся его неполноценность, испорченность обусловлена общими причинами. В начале романа де Мюссе объясняет эти причины.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot