Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Хронотоп в романе "Ночь в Лиссабоне" Э. Ремарка

Определение 1

Хронотоп – это изображение в художественном произведении пространства и времени в их взаимосвязи, единстве, взаимовлиянии.

История создания романа «Ночь в Лиссабоне». Время действия в романе

Э. М. Ремарк в 1916 году был призван в действующую армию, а летом 1917 года он оказался на Западном фронте. Через год писатель получил несколько серьезных ранений и остаток военных лет провел в военных госпиталях Германии. Годы, проведенные в армии, отразились на мировоззрении писателя, его взглядах относительно войны, любви, дружбы. Это нашло отражение в его известных произведениях. Одним из таких романов является «Ночь в Лиссабоне», написанный в 1961 году.

«Ночь в Лиссабоне» - это произведение, исполненное драматизма и трагизма. Это роман о великой силе любви, способной сокрушить все преграды перед лицом смертельной опасности.

Статья: Хронотоп в романе "Ночь в Лиссабоне" Э. Ремарка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Произведение написано от лица героя-рассказчика, спутницу которого зовут Рут.

Замечание 1

Рут – это имя и возлюбленной героя другого «эмигрантского» романа писателя – «Возлюби ближнего своего».

Герои романа «Ночь в Лиссабоне», спасаясь от нацистов, оказываются в Лиссабоне. Здесь рассказчик пытается раздобыть средства на получение фальшивой американской визы и билетов на пароход, однако попытки безуспешны. Америка на тот момент была райским островом для эмигрантов, сбежавших из нацистской Германии. Однажды ночью рассказчик встречает незнакомца, который рассказывает ему трагичную историю своей жизни. В повествовании незнакомца, который представился Иосифом Шварцем, переплетается его личная трагедия и трагедия Европы, поглощенной духом нацизма.

Действие произведения происходит в 1939-1942 гг. Главными героями этого романа являются нелегальные эмигранты из Германии, которые скитаются по Европе в надежде найти спасение, обрести мирную жизнь в условиях войны.

«Хронотоп в романе "Ночь в Лиссабоне" Э. Ремарка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поэтому топография Европы в произведении Ремарка строится именно с точки зрения эмигранта. Эмигрант – это человек, у которого нет своего личного пространства ввиду отсутствия легальных документов. Эмигранта не принимает ни одно государство. Концепт жизни эмигранта строится на вечном скитании. Эмигранты живут и работают нелегально. Они попадают в руки полиции, затем их выдворяют из страны. Череда мрачных событий повторяется снова и снова, становится рутиной их жизни.

Структура пространства в романе «Ночь в Лиссабоне»

В романе «Ночь в Лиссабоне» Ремарк дает авторское название эмигрантам – это люди, для которых нигде нет места. Жизнь в эмиграции – это бесконечные скитания без возможности где-то обосноваться, остаться на долгий период времени.

Писатель демонстрирует в романе термин «пространство эмиграции».

Замечание 2

Пространство эмиграции – это пространство, которое выстроено с точки зрения героя-эмигранта и которое порождает определенные типы сюжетов, имеет свой символический язык.

Германия в этом пространстве обозначается как «плохая» территория. Ремарк с помощью негативной оценочной лексики это отражает в тексте («это было время самоубийств», «что вы наделали с Германией», «вы воры, грабители, палачи» и т.д.).

Самой негативной точкой Германии в романе Ремарка становится город Оснабрюк. Он является символическим центром европейского пространства, оппозиционным периферийному дружественному Лиссабону.

У героев-эмигрантов европейские города и города за пределами Европы получают положительную оценку. Пространство в романе «Ночь в Лиссабоне», по мнению А.С. Поршневой, имеет кольцеобразную структуру. Основа этой структуры – «абсолютный центр», который представлен в романе домом, городом Оснабрюк. Данная точка в традиционной структуре пространства является наиболее позитивной в произведении. Но в романе «Ночь в Лиссабоне» обратная закономерность. Здесь негативные оценочные смыслы закрепляются именно за «абсолютным центром», позитивные же заключены за периферией этого пространства. Читатель, таким образом, наблюдает поэтапное ослабление враждебности и опасности пространства по мере удаления героев от «абсолютного центра», Оснабрюка.

Затем следует «первое кольцо» - территория, которая прилегает к центру. Как правило, в «первом кольце» царит порядок, обеспечивающий гармоничное существование человека, его интеграцию в мир. Но в романе Ремарка наблюдается противоположная картина. Абсолютный центр – Оснабрюк, вокруг него – фашистская Германия, превратившаяся в казарму и концентрационный лагерь.

Как Только Иосиф перебирается из второго «кольца» - Швейцарии – в Германию, разрыв между ним и окружающими его людьми и пространством усиливается. Германия для нелегального эмигранта оказывается самой опасной страной в Европе.

Во второе «кольцо» в романе «Ночь в Лиссабоне» заключены европейские страны, в которые бегут из Германии нелегальные эмигранты. Чаще всего путь эмигранта проходит по следующему маршруту: Германия – Швейцария – Франция – Испания – Португалия. Эмигранты в этом случае удаляются от пространственного центра, перемещаются из враждебного, опасного центра в безопасный.

Как правило, третьим «кольцом» представляется враждебная земля, находящаяся на периферии мирового пространства, заполненная хаосом и не охваченная культурой. В романе Ремарка Лиссабон является периферией европейского пространства. Он максимально удален от Германии и «абсолютного центра» - Оснабрюка. Лиссабон представлен как наиболее дружественное место для эмигрантов. Здесь ослаблен полицейский контроль, здесь проявляется образ спасения в виде парохода, отплывающего в Америку.

Таким образом, пространство в романе «Ночь в Лиссабоне» имеет следующую структуру:

  • «Абсолютный центр» - Оснабрюк;
  • «Первое кольцо» - Германия;
  • «Второе кольцо» - Швейцария;
  • «Третье кольцо» - Лиссабон;
  • «Четвертое кольцо» - Америка.

Как правило, по мере удаления от абсолютного центра возрастает степень враждебности и хаоса. Однако это не характерно для концепции романа «Ночь в Лиссабоне». В романе Ремарка наблюдается обратная закономерность. Здесь именно «абсолютный центр» отождествляет враждебность, а «четвертое кольцо» - это спасение и надежда на начало новой жизни.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot