Предмет возрастной психологии
Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.
В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике. Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику. В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.
Разделы возрастной психологии
Существует несколько разделов возрастной психологии:
- детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
- психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
- психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
- геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.
Развитие возрастной психологии
В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:
- развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
- влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
- возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
- сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
- выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.
Методы исследования в возрастной психологии
Основными методами исследования в возрастной психологии являются:
- наблюдение;
- моделирование;
- эксперимент;
- опрос.
Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании. Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.
Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.
В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существуют две основные разновидности экспериментов:
- естественный,
- лабораторный.
Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.
Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.
Развитие в возрастной психологии
Развитие - это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.
К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.
Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.
В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.
Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.
Периоды развития человека
Возрастные классификации делятся на две группы:
- частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
- общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.
К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:
- период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
- период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.
Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:
- раннее детство;
- детство;
- подростковый возраст.
Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:
- юность – от $12$ до $17$ лет;
- ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
- зрелость – от $51$ до $75$ лет;
- старость – от $76$ лет и старше.
Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:
- от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
- от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
- от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
- от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
- от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
- с $19$ лет - начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
- зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
- пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.