Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.
Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».
Цель и задачи психологии развития
Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.
Выделяют следующие задачи области научного знания:
- исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
- периодизация личностного психического развития;
- исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
- установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
- определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.
Предмет и объект психологии развития
Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.
Предмет научного направления представлен следующими аспектами:
- условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
- развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
- особенности развития различных видов активности, деятельности;
- особенности формирования личностных качеств;
- возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
- индивидуальные и возрастные психологические особенности.
Функции психологии развития
Выделяют следующие функции научного направления:
- Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
- Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
- Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
- Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.
Структура психологии развития
В рамках области научного знания выделают следующие разделы:
- психология младенца;
- психология раннего возраста;
- психология дошкольника;
- психология младшего школьного возраста;
- психология подросткового возраста;
- психология юности, молодости;
- психология среднего возраста;
- геронтопсихология, психология старости.
Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.