Характеристика дошкольного периода
В период дошкольного возраста у ребенка формируется баланс между умением соблюдать социальные нормы и проявлять свободную активность. В это время активность проявляется также как и в раннем детстве.
У дошкольников приумножаются сферы использования своей неуемной энергии, а также увеличиваются возможности ребенка для ее реализации. Он теперь не только познает окружающий мир, но и учится его изменять, творить собственные «шедевры»: рисунки, фигуры из пластилина, конструктора.
Также в дошкольном возрасте происходит активное усвоение социальных норм и правил: ребенок обучается взаимодействовать среди сверстников и в обществе взрослых.
Первоначальные нормы и правила постигаются на языковом и образном уровне. С трех лет ребенок может понимать, как лучше поступать, и как запрещено.
Но чаще всего его действительное поведение обусловливается личным "хочу". При этом от него можно требовать абсолютного послушания и следования любым требованиям взрослых.
Но это нельзя назвать прочным усвоением норм, поскольку ребенок ведет себя так только потому, что боится либо наказания взрослых, либо потери их любви. Причем, чем лучше у него с родителями отношения, тем сильнее у ребенка страх их разочаровать, тем мощнее этот страх сказывается на его поведении.
Пути формирования ребенка
В таком случае есть 2 пути формирования ребенка в соответствии с его физиологическими возможностями.
- Энергичные дети в присутствии старших могут привыкнуть вести себя как необходимо в обществе, но когда чужих людей не будет, они могут нарушать нормы и правила поведения, баловаться, громко кричать или вести себя «не культурно».
- В более сложном положении оказываются пассивные дети. Они словно «проглатывают» родительские запреты и установки и могут стать абсолютно послушными, им даже будет казаться, что это их желание так себя вести, т.е. дети утратят разницу между собственными проявлениями и указаниями взрослых. Обычно они перестают хотеть и живут желаниями близких людей, при этом не получая удовольствия от жизни.
Таким образом, слишком строгое приучение детей к выполнению социальных правил поведения формирует у них либо двойственные шаблоны поведения, либо общую мягкотелость, подстраивание своих желаний под предпочтения других людей.
Развитие при полном позволении
Учитывая всё вышесказанное, может лучше будет совершенно оставить ребенка без нравоучений и разрешить ему делать все, что он желает? Тут тоже могут быть 2 пути развития событий.
Первый путь называется "Я – солнце". В этом случае ребенок может считать себя центром вселенной, все окружающие люди должны подстраиваться под его желания и хотения. При этом ребенок не получает опыта соучастия к нуждам других людей, а также опыта прохождения сложных ситуаций. Сила воли его будет слабой.
В социальной среде его нахождение будет сильно осложняться препятствиями. Он может конфликтовать с детьми и воспитателями в детском саду, а когда пойдет в школу, он не будет слушать указания учителей. Так у него сформируется склонность подчинять весь окружающий мир под свои требования и правила.
Второй путь называется "Я должен стать идеальным". Ребенок до такой степени уважает окружающих его взрослых, что намеревается стать таким же «совершенным», как они. Он определяет для себя высокие показатели, а если не получается их достичь, тогда сильно расстраивается или чувствует свою вину. Здесь можно сказать о развитии у него склонности к абсолютному повиновению, выполнению всех правил поведения.
Чтобы поддержать ребенка в гармоничном освоении социальных норм нужно воздействовать понемногу и последовательно, определяя посильные для него требования, объясняя его языком всю важность этих требований.
Таким образом, в период дошкольного возраста у ребенка вырабатывается умение ограничивать собственную активность, опираясь на социальные нормы. А если всегда только соответствовать нормам окружающего мира, как же тогда перестраивать его, как создавать новое?
Действительно, необходимо, чтобы ребенок не только научился соответствовать требованиям определенных правил, принятых в социуме, а мог привносить туда новое, опираясь на личные желания и увлечения.
Созданию созвучия между следованием за общественными нормами и свободной активностью оказывают помощь игры. Только во время игры у ребенка появляется возможность придерживаться тех правил, какие в настоящей жизни по различным причинам он не может использовать, так он укрепляет их в своем характере.