Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников

Все предметы / Психология / Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников

Понятие и сущность реципрокности

Определение 1

Реципрокность – это относительно новый и мало используемый термин в психологии, обозначающий взаимность мышления и умения ребенка в соотнесении собственной точки зрения с точкой зрения другого человека.

Сформированость реципрокности у ребенка старшего дошкольного возраста является одним из условий преодоления собственного интеллектуального эгоцентризма.

Особое значение в психологическом развитии ребенка имеет реципрокность мышления.

Определение 2

Реципрокность мышления – это интеллектуальный процесс, в рамках которого происходит последовательное усиление одного качества мышление с последующим ослаблением другого и наоборот.

Впервые реципрокность в психологии была описана Т. Рибо, который выделил и описал реципрокный характер познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. В соответствии с данным описанием, интеллект ребенка обеспечивает ему успешное приспособление, а творчество позволяет создавать что-то новое

Замечание 1

Таким образом, реципрокный подход в психологии предусматривает наличие постоянного и устойчивого взаимовлияния между внутренним интеллектом ребенка и его внешней мыслительной деятельностью.

Еще одним исследованием реципрокности в психологии является исследование, проведенное Ю. Бронфенбреннером, который сформулировал и впервые озвучил ее основной принцип: «каждый человек – это продукт и продуцирующее начало того окружения, что имеется у него в настоящее время». Реализация данного принципа происходит в ходе стремления человека анализировать собственное развитие. В процессе такого анализа осуществляется выделение определенных стадий, каждая из которых включает в себя определенные жизненные события.

Готовые работы на аналогичную тему

Реципрокность в развитии ребенка старшего дошкольного возраста имеет особое значение, так если ребенок не способен проявить должный уровень реципрокности мышления, то считается, что «он выполняет свои обязанности с рвением, которые ему вредят, а честность проявляет так, что ее не замечают».

Замечание 2

Именно реципрокность мышления позволяет ребенку старшего дошкольного возраста своевременно видеть и распознавать ограничения и запреты, а также возможности и удобные моменты для реализации своего потенциала.

Исследования психологических особенностей формирования реципрокности у детей старшего дошкольного возраста

Наибольший вклад в исследование реципрокности у детей дошкольного возраста внес Ж. Пиаже. Его исследования опираются на многолетние изучения детских представлений об окружающем мире, а также на то, что на каждой из ступеней своего развития дети по-разному воспринимают этот мир.

Так, дети дошкольного возраста, видят предмет, но при этом не всегда, в силу своего возраста видят его «внутренний мир», не понимают природы его возникновения и назначения. Например, дети дошкольного возраста думают, что тень следует за ними, в связи с чем, они порой, стремятся убежать от тени, разговаривают с ней и даже дают ей имя.

Таким образом, в исследованиях Ж. Пиаже осуществляется сравнение реального мира и мира детской фантазии. Показывается, что восприятие ребенком реальной картины мира происходит постепенно, при этом данный процесс направлен от реализма к реципрокности (взаимности). То есть, формирование у ребенка дошкольного возраста реципрокности происходит в тот момент, когда он начинает «открывать» для себя точки зрения других людей, сравнивает их со своими взглядами, дает оценку и устанавливает соответствие.

Психологические особенности формирования реципрокности, заключаются в том, что в период старшего дошкольного возраста ребенок начинает видеть и воспринимать окружающую действительность уже не только со своей точки зрения, но и с учетом различных точек зрения, которые он берет в совокупности. Именно на этом этапе осуществляет один из важнейших шагов в развитии у ребенка мышления и представлений об объективности окружающей реакции.

Ряд проведенных исследователями экспериментов показали, что на ранних ступенях развития ребенка дошкольного возраста, окружающие его объекты и предметы воспринимаются по двум критериям «легкие» и «тяжелые». В соответствии с непосредственным детским восприятием к «легким» предметам старшие дошкольники относят маленькие предметы, а к «тяжелым» - большие и крупные. Такие представления для старшего дошкольника весьма абсолютны и единственно возможны.

С возрастом ребенок получает новые представления о предметах и явлениях, которые «разрушают», имеющиеся у него. Так, считая камень за его размер «легким» предметом, ребенок очень удивляется, узнав, что он тяжелый, так как тонет в воде. Такие открытия побуждают ребенка к рассуждению на основании его «абсолютных» представлений.

Исследование психологических особенностей формирования реципрокности основано именно на наличии у ребенка определенной системы знаний, которую он считает «абсолютной» и ее постепенное «разрушение», за счет открытия новых свойств предметов, установление логических операций в различных областях и т.д.

Еще одной психологической особенностью формирования реципрокности у детей старшего дошкольного возраста является то, что мыслительная деятельность у детей к 6-7-ми годам начинает переходить от реализма к релятивизму.

Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место мир отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел.

Например, в старшем дошкольном возрасте ребенок уже начинает иначе воспринимать и объяснять природу движения облаков на небе. Он уже понимает, что их движет ветер, и скорость их движения во многом зависит от силы действия ветра («сильный» или «слабый» ветер).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис