Понятие правовой психологии
Правовая психология является разделом юридической психологии и изучает психологические механизмы и закономерности реализации правотворчества и правопонимания, формирование правового сознания, правоисполнительного поведения, а также правовой социализации человека.
В процессе правовой социализации наблюдается усвоение гражданами законов, правовых требований и знаний, определяющих поведение, осознание людьми своих прав и возможных способов их реализации, понимание правовых взаимоотношений между людьми, группами и социальными институтами. Это возможно при развитии человека в рамках социума, где создаются условия, которые дают человеку представления о правовых санкциях, нормах, ролевых предписаниях, ценностях, а также обеспечивают их перевод во внутренний план и превращают в личные поведенческие регуляторы.
Самое первое знакомство человека с правовой культурой происходит еще в детстве. Посредством сказок формируются первые юридические представления, в ролевых играх приобретаются понятия о представителях и функциях права, из СМИ, разговоров со взрослыми, чтения литературы появляются знания о правовых ценностях, стандартах нормативно-оценочного поведения. Возникшая индивидуальная правовая картинка мира с возрастом значительно уточняется и обогащается, при усложнении форм текущей деятельности, расширении ореола общения, реализации попыток самореализации и самоактуализации.
Итог правовой социализации личности проявляется в возникновении индивидуального правосознания.
Индивидуальное правосознание - это система знаний, представлений о правопорядке определенного общества и правоисполнительном поведении.
Содержание правосознания отдельно взятого человека зависит, прежде всего, от уровня его зрелости в личностно-гражданском аспекте. Уровень определяется объемом и характером приобретенного правового опыта и фактически зависит от степени освоения доминантной в обществе правовой культуры и субкультур конкретных социальных групп этого общества, в которые человек включен.
В развитой правовой культуре выделяется три звена тесно взаимосвязанных между собой:
- правовая осведомленность;
- согласие с правом и позитивное психологическое отношение к нему;
- интерноризация права, которая подразумевает включение права в систему личных ценностных ориентации, в потребности и мотивы личности, что выражается в правомерном ее поведении.
Формирование и развитие правовой культуры в онтогенезе
В процессе взросления человека важными агентами формирования правосознания выступают семья, референтные группы сверстников, школа, трудовой коллектив, СМИ. Механизмами формирования правосознания при этом выступают:
- внушение,
- идентификация,
- заражение,
- убеждение,
- подражание.
Психологический механизм идентификации проявляется как отождествление индивида с другим индивидом, что порождает воспроизводство его поведения, чувств и мыслей.
Психологический механизм внушения - это специфический вид целенаправленного, неаргументированного эмоционально-волевого воздействия одного человека на группу людей или другого человека.
Заражение представляет собой бессознательную подверженность человека определенным психологическим состояниям, когда происходит некритическое принятие чувств и информации.
Подражание - это способ воздействия друг на друга людей, результатом которого является неосознанное воспроизводство поведенческих паттернов и личностных черт.
Убеждение - метод воздействия на личностное сознание посредством обращения к собственным критическим суждениям человека для формирования мировоззрения и определенных взглядов.
Интерноризация правовых ценностей и норм в процессе социализации вначале происходит преимущественно на бессознательном уровне. Для ребенка значимыми фигурами идентификации выступают учителя и родители. От них они узнают правила поведения в различных ситуациях, с них копируют модели социального поведения. Глубина усвоения образцов поведения и степень принятия социальных ценностей при этом во многом зависят от эмоционального отношения ребенка к конкретным лицам. При наличии благоприятных условий правовой социализации личности достигается наиболее высокий уровень индивидуального правосознания и достаточно развитыми оказываются все структурные компоненты правосознания.
Дефекты в правовой социализации
Отклонения в правовой социализации личности возникают по следующим причинам:
- воспитание в социально неблагополучных семьях;
- конфликты с родителями;
- трудности саморегуляции;
- сближение с асоциальными неформальными группами сверстников.
Следствием этого может быть совершение незначительных правонарушений и очень серьезных преступлений. Важной предпосылкой к противоправным деяниям является влияние особой ментальности, которая сложилась в нашем обществе в советский период. Она часто приводит к недооценке ценности права, т.е. правовому негативизму и к безответственному отношению к закону, т.е. к правовому инфантилизму, а также к полному неприятию норм права - правовому нигилизму.