Суть поведенческой психотерапии
Поведенческая психотерапия базируется на техниках изменяющих патогенные реакции, такие как страх, гнев, заикание, энурез и другие. Следует отметить, что поведенческая психотерапия основана на так называемой «аспириновой метафоре»: при головной боли достаточно дать человеку аспирин, который и купирует головную боль. Это означает, что не надо искать причину головных болей, а надо только найти средства, которые ее ликвидируют.
Методы поведенческой психотерапии
Метод систематической десенсибилизации. В его основе лежат представления о том, что патогенная реакция - это неадаптивное реагирование на определенную внешнюю ситуацию. Например, если ребенка кусает собака, он ее пугается. В дальнейшем данная адаптивная реакция, заставляющая ребенка проявлять осторожность в общении с собаками, генерализируется и распространяется на другие ситуации и на других собак. Ребенок начинает бояться собаки на рисунке, в телевизоре, во сне. В результате генерализации нормальная адаптивная реакция превращается в дезадаптивную. Задачей данного метода является десенсибилизация опасного объекта, то есть ребенок должен стать устойчивым и нечувствительным к стрессогенному объекту, т.е. к собаке. Не реагировать реакцией страха – значит стать нечувствительным.
Механизм устранения неадаптивных реакций. Это механизм взаимного исключения эмоций, так называемый принцип реципрокности эмоций. При нем человек, испытывающий чувство радости или расслабленный, не подвержен реакциям страха. Таким образом, если человека «погрузить» в состояние радости или релаксации, а затем показывать ему стрессогенные стимулы, то реакции страха у человека наблюдаться не будет. Стрессогенность стимулов возрастать должна постепенно и клиент должен десенсибилизировать стимулы последовательно, начиная от слабых и переходя к более сильным. Следует выстроить иерархию психотравмирующих стимулов, при этом величина шага должна быть небольшой. Иерархия стрессогенных стимулов должна включать в себя от 15 до 20 объектов. Важно правильно организовать стимулы.
Релаксация – это универсальный ресурс, позволяющий справиться со многими проблемами. Расслабленному человеку гораздо легче справиться со многими сложными для него ситуациями. Для введения человека в состояние релаксации применяется техника прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона. В основе этой техники лежит физиологическая закономерность, которая заключается в том, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц поперечно-полосатого типа, а успокоение, соответственно, их релаксацией. Джекобсон считал, что расслабление мускулатуры порождает уменьшение нервно-мышечного напряжения.
Джекобсон определил, что разным типам эмоционального реагирования соответствует напряжение мышц определенной группы. Например, при депрессивном состоянии напрягается дыхательная мускулатура, при появлении чувства страха наблюдается спазм мышц фонации и артикуляции. Снимая, при помощи дифференцированной релаксации, напряженность определенной группы мышц, можно оказывать избирательное влияние на отрицательные эмоции.
Под релаксацией Джекобсон подразумевал не только мышечную релаксацию, но и состояние, которое противоположно психической активности.
Начинается прогрессивная мышечная релаксация с беседы, в которой психотерапевт объясняет пациенту механизм лечебного воздействия релаксации мышц. Выделяют три основных этапа в освоении техники прогрессивной мышечной релаксации:
- подготовительный этап, когда пациент упражняется в напряжении и расслаблении различные мышцы;
- этап дифференцированной релаксации;
- заключительный этап, когда клиент посредством самонаблюдения устанавливает, какие мышцы напрягаются у него при возникновении отрицательных эмоций или болезненных состояний.
Упражнения по прогрессивной мышечной релаксации разучиваются под руководством психотерапевта в группе от 8 до 12 человек. Занятия в группе проводятся 2-3 раза в неделю. Параллельно клиенты проводят самообучение 1-2 раза в день. Продолжительность сеанса от 30 до 60 минут. Курс обучения занимает 3-6 месяцев.
После освоения техники прогрессивной мышечной релаксации в поведенческом репертуаре человека возникает реакция дифференцированной релаксации. В этот момент можно приступать к непосредственной десенсибилизации. Десенсибилизация представлена двумя видами:
- имагинальная, т.е. в воображении;
- реальная.
Релаксация - не единственный ресурс, который позволяет справиться со стрессогенными объектами. Ресурсным переживанием также может быть, например, уверенность. Понятие ресурсного переживания (состояния) не является специфичным для поведенческой психотерапии и используется, также в нейролингвистическом программировании. Но поведенческая психотерапия использует возможности позитивного состояния для изменения реакций на психотравмирующий стимул.
Научить клиента релаксации бывает довольно трудно. Поэтому используются модифицированные техники десенсибилизации. Например, когда психотерапевт путем массажа воротниковой зоны расслабляет клиента. В работе с детьми используют варианты игровой десенсибилизации. Существует рисуночная десенсибилизация страхов, которая эффективна для работы с детьми 6-9 летнего возраста. Ребенку необходимо нарисовать психотравмирующий объект, который вызывает страх. Сначала ребенок рисует объект больших размеров, и сам ребенок на рисунке отсутствует. Десенсибилизация заключается в уменьшении размеров объекта, изменении агрессивного цвета и в том, чтобы ребенок мог нарисовать себя на этом рисунке.
Одна из методик поведенческой психотерапии - это техника наводнения. Основывается она на том, что длительная экспозиция психотравмирующего объекта провоцирует запредельное торможение, сопровождаемое потерей к воздействию объекта психологической чувствительности.
Популярна техника наводнения в форме рассказа – имплозия, при которой психотерапевт составляет рассказ, отражающий основные страхи пациента. Здесь важно принимать во внимание адаптационные возможности клиента. Если травма, которая представлена в рассказе, превысит возможности совладания клиента, то существует возможность формирования достаточно глубоких психических расстройств. По этой причине техники имплозии и наводнения применяются очень редко в отечественной психотерапии.
Еще один вариант поведенческой психотерапии – это техника аверзии, заключающейся в наказании за плохое поведение или неадаптивную реакцию.
Одной из наиболее эффективных в поведенческой психотерапии является техника формирования коммуникативных навыков. Часто проблемы человека определяются не глубинными причинами, а отсутствием элементарных навыков коммуникации.