Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные направления психотерапии

Все предметы / Психология / Основные направления психотерапии
Определение 1

Психотерапия — это система, позволяющая осуществлять комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека при различных психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Цели и методы психотерапии

Основная задача психотерапия представлена купированием психопатологической симптоматики, благодаря чему предполагается достижение внутренней и внешней гармонии личности. В психотерапии, как правило, присутствует стремление к глубокому анализу проблем клиентов, необходимое для ориентации на бессознательные процессы и перестройку личности структурного характера.

Общая цель, характерная для большей части психотерапевтических подходов, включает осуществление помощи пациентам в изменении их мышления и поведения.

В работе с пациентами происходит разделение цели на несколько задач:

  • Помощь в лучшем понимании проблем пациента;
  • Устранение эмоционального дискомфорта;
  • Поощрение свободного выражения чувств;
  • Обеспечение пациента новыми идеями или сведениями о том, каким образом решать проблему;
  • Помощь в проверке нового способа мышления и поведения за рамками терапевтической ситуации.

Психодинамическое направление психотерапии и классический психоанализ

Психодинамическое направление психотерапии имеет в основе теорию 3. Фрейда, рассматривающего динамическое бессознательное и психологический конфликт. Люди заболевают неврозами в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением. Они могут вступать в конфликты с многочисленными социальными ограничениями и табу (запретами).

Базовая цель терапии состоит в помощи пациенту осознать бессознательные конфликты, которые представляют собой очаги скрытого напряжения в бессознательном и имеют в основе нереализованные детские желания. Они проявляются в качестве болезненных симптомов и содействуют развитию более разумных моделей поведения, присущих для взрослых людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Классический психоанализ связан с тем, что в случае психоаналитического лечения происходит поиск очага скрытого напряжения в качестве его вспоминания. Далее происходит его осторожное вскрытие и перевод информации в словесную форму (вербализация), переоценка (меняется система установок), включающая переживание проблемы в зависимости от новой значимости, забывание (ликвидируется очаг напряжения).

Алгоритм решения трудностей связан с «вспоминанием» вытесненного в бессознательное и введением скрытой проблемы в осознание. Пациенту необходимо пройти от 3 до 5 сеансов в неделю в течение ряда лет, при этом каждый прием продолжается несколько часов. Он должен лежать на кушетке, а аналитик сидит у изголовья (пациент его не видит и старается говорить свободно, без ограничений).

Задача аналитика состоит в отслеживании мысли пациента вплоть до самых ее истоков. В этот процесс включены ассоциации, возникающие в ходе анализа в связи со сновидениями или перенесением чувств. Психоаналитиками используется интерпретация и уточнение для оказания помощи пациенту в осознании и разрешении конфликтов, влияющих на жизнь на подсознательном уровне.

Психоаналитическая психотерапия и поведенческое направление

Психоаналитическая терапия обладает менее интенсивным характером, в отличие от классической аналитической терапии. Ее можно проводить в форме экспрессивной психотерапии, которая ориентирована на адекватную самооценку. Также можно использовать психотерапию отношений, направленную на психологическую поддержку человека в трудных психологических ситуациях.

Такие сеансы проводят 1-2 раза в неделю. Пациент должен сесть лицом к психотерапевту. Цель аналогична классическому анализу и состоит в решении бессознательного конфликта. Тем не менее, основной акцент здесь важно сделать на повседневную жизнь, меньше обращая внимания на развитие трансферных отношений.

Круг показаний для осуществления психоаналитической терапии существенно расширяется. В частности, поддерживающую психотерапию рекомендуют пациентам с уязвимой психикой, которые находятся в кризисном состоянии или страдают расстройствами личности (психическими заболеваниями).

Терапия длится годами, особенно в хронических случаях. Поддержка может обладать следующими формами:

  • Совет,
  • Переубеждение,
  • Ограничения,
  • Усиление чувства реальности,
  • Помощь с формированием социальных навыков.

В случае с кратковременной динамической психотерапией количество сеансов должно обговариваться с пациентами до начала лечения. Предварительно необходимо выбрать специфическую конфликтную сферу, актуальную для пациента и находящуюся в центре терапии.

Поведенческое направление в психотерапии рассматривает личность с позиции научения. Она представляет собой поведенческий опыт, который человек приобретает в течение жизни. В основе поведенческой (бихевиористской) психотерапии лежат принципы теории научения, в том числе выработка оперантного условного рефлекса (Торндайк Е., Скиннер Б.) и условный рефлекс (И. П. Павлов).

Данный тип психотерапии имеет в основе предположение о том, что для дезадаптивной формы поведения не обязательно нужно понимание причин, его определяющих. Наибольшую эффективность поведенческая терапия показала в случае четко определенных, структурированных дезадаптивных поведенческих расстройств (например, фобия, компульсивное действие, переедание, табакокурение, заикание или сексуальная дисфункция).

В процессе лечения гипертонической болезни, бронхиальной астмы и других болезней, в которых большую роль играют аффективно-психологические факторы, поведенческие методы применяются с целью обеспечения релаксации и минимизации воздействия стрессов, усугубляющих подобные состояния.

В первое время категория «поведение» в поведенческой (бихевиористской) терапии включала все, что обладало внешне наблюдаемыми характеристиками. Сегодня в определение понятия «поведение» включили также эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и прочие проявления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис