Объект и предмет пенитенциарной психологии
Объектом изучения пенитенциарной психологии является не просто человек, а человек, принадлежащий к определенной группе, в частности:
- правонарушители, отбывающие наказания различных видов;
- коллективы и лица, которые осуществляют исполнение уголовных наказаний, а также перевоспитание осужденных.
Изучение закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности, данных специфических групп людей, является предметом исследования пенитенциарной (исправительно-трудовой) психологии.
Пенитенциарная психология не может ограничиваться только индивидуально-психологическим изучением личности воспитателя или осужденного. Личность должна изучаться как открытая система во всех отношениях и связях с окружающим миром, то есть в социально-психологическом аспекте.
Пенитенциарная психология изучает психологические основы ресоциализации человека, то есть восстановления утраченных социальных качеств и связей личности, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в социуме.
Задачи пенитенциарной психологии
Исследования пенитенциарной психологии проходят в двух тесно связанных друг с другом, но разных направлениях: индивидуально-психологическом и социально-психологическом. Из этого вытекают задачи исправительной психологии:
- исследование особенностей индивидуально-психологического характера личности осужденного, так как лицо, лишенное свободы, обладает своими особенностями, отличающими его от других людей, у него свой взгляд на мир, его потребности часто извращены;
- исследование процесса исправления и перевоспитания осужденного с точки зрения психологии, которое заключается в изучении закономерностей изменения психики осужденного, развития мотивов его поведения и его личностных качеств на базе психологического анализа влияния жизненных условий и уголовного наказания;
- изучение специфики психических состояний осужденных, которые вызваны сознанием вины или стойким убеждением в несправедливости вынесенного приговора;
- изучение особенностей поведения осужденных, вызванных различными перемещениями;
- разработка психологических основ применения средств перевоспитания и исправления осужденных, в частности режима, труда, воспитательной работы, обучения;
- исследование психологии закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на человека после освобождения, включая адаптацию к условиям свободы, к семье и новым условиям труда;
- изучение возрастных особенностей осужденных, национальной принадлежности, видов преступной деятельности, тяжести совершенных преступлений;
- изучение явления савоспитания и самоисправления;
- анализ социально-психологических проблем, обусловленных исполнением уголовного наказания, исправлением осужденных;
- социально-психологический анализ работы сотрудников пенитенциарной системы, их психологическая подготовка к взаимодействию с осужденными;
- изучение психологических условий эффективного влияния установленных взаимоотношений на перевоспитание осужденных;
- исследование способов воспитания у сотрудников ИТУ невосприимчивости к отрицательным влияниям со стороны преступной среды;
- анализ и использование в практической работе передовых разработок зарубежной современной пенитенциарной психологии.
Принципы пенитенциарной психологии
Успешное решение задач пенитенциарной психологией возможно при условии следования методологическим принципам.
Методологические принципы пенитенциарной психологии делятся на два основных вида:
- общие,
- специфические.
К общим принципам исправительной психологии относятся:
- детерминизм;
- психическое отражение;
- историзм и социальная обусловленность человеческой психики;
- развитие;
- личностный подход;
- единство деятельности, личности и сознания.
Специфические принципы вытекают из общих:
- исправимость;
- соответствие целей исправления личности осужденного и потребностям общества;
- социализация и гуманизация;
- целостность процесса исправления осужденного;
- индивидуальный подход.