Факт в научной литературе понимается как объективное явление, которое существует независимо от сознания. Это устоявшееся, прошлое, консервативное знание. Объективное звучание оно приобрело в силу того, что существует как знание истинное и проверенное.
Если время, отведенное на решение задачи меньше времени существования факта, любой факт может быть вечным. Например, Египетские пирамиды есть объективный факт только потому, что мы их воспринимаем как таковые. А все то, что человек решает в своей жизни, занимает меньше времени существования самих пирамид, поэтому они относятся к вечным объектам.
Таким образом, факт – это есть интерпретация сознанием внешних объектов по отношению к человеку и знание того, как надо поступать в той или иной ситуации. Другими словами, факт – форма чувственного непосредственного восприятия внешних явлений, форма устойчивого восприятия мира, которая позволяет человеку решать его задачи.
Объективный и субъективный факт
Человеку всегда было присуще делить мир на две равные или неравные части: мир потусторонний и мир существующий, мир духовный и материальный, мир объективный и субъективный и др. Разделив таким образом разнообразный мир на равные части, человек реализовал свое стремление к симметричному и асимметричному его восприятию.
С фактом произошло то же самое – его определяли как объективный и субъективный. Разделение фактов на эти две группы определяется общей парадигмой соотношения материи и сознания.
Чтобы решить, например, задачу питания, восприятие факта как существующего вне сознания было вполне достаточно. Древний охотник не мог считать убегающего кабана субъективным явлением, находящимся в его сознании и являющимся плодом его воображения. Только в собственном желудке он мог таковым восприниматься. Как объективное явление кабан воспринимался исключительно существующим помимо сознания, потому что поймать его не всегда удавалось. Объективное воспринимается на ¾ как чужое, мне не принадлежащее, а субъективное всегда воспринимается как свое. Овладение чужой реальностью означало процесс присвоения и превращения её в свою собственность.
Это генезис понятий «субъективное» и «объективное» непосредственной данности и его нельзя считать неверным и неистинным. В процессе непосредственного освоения мира данное представление решало строго свои задачи:
- Согласно обыденному представлению, объективный факт ¾ это то, что существует помимо сознания и от него не зависит и что человек должен понять и использовать в своей деятельности;
- Субъективный факт является результатом деятельности мышления, плодом размышления и фантазий. Субъективный факт принадлежит сознанию. В основе его существования всегда лежит объективный факт;
- Объективный факт истинен и демонстрирует наличие объективного мира как непреложную истину;
- Истинным может быть и субъективный факт, но при этом патологически нести в себе не истину, хотя это может быть и не ложь. Только в том случае субъективный факт может быть истинным, если он совпадает по содержанию с объективным фактом и адекватен ему.
Субъективный и объективный факты отличаются друг от друга. Объективный факт даже если его нельзя увидеть или ощутить, всегда материален. Субъективный факт всегда идеален. Эти факты как бы совсем разные материи, а по результату они как бы одинаковые: оба могут быть истинными, хотя их природа различна, при этом они мирно сосуществуют и обуславливают друг друга.
Основное противоречие между фактами
Одна из точек зрения говорит о том, что существует достаточно много доказательств того, что сознание может воспринимать мир неверно. Природа постоянно напоминала человеку о его несовершенстве, и он это ощущал. Собственные неправильные действия приходилось исправлять, человек оглядывался на природу и подстраивался под неё, убеждаясь в своей ущербности.
В результате возникали мысли об ограниченности возможностей сознания, несовершенстве мышления и рассудка. Яркое выражение такого ощущения себя и внешнего мира заложено в религии: с одной стороны идея всемогущего Бога, а с другой ничтожества человека.
В понятии всеобщего закона, которому подчиняется все живое, включая человека, присутствует та же идея. Таким образом, несовершенство человека проявляется, прежде всего, в несовершенстве его сознания, которое является объективной его природой и ахиллесовой пятой. Это изначально говорило об ущербности сознания.
Человеку была видна и другая сторона – сознание может правильно отражать мир и даже его преобразовывать. Благодаря сознанию, мышлению, рассудку человек может делать все, поэтому представление о себе самом и объективном мире, человек кардинально изменил. Сознание превратилось в центр вселенной, стало смыслом природы, вершиной развития материи. Но только в принципе и в потенциале сознание приобретает такой статус.
Таким образом, объективный мир превращался в мир, подчиненный сознанию и человек мог его преобразовывать. Такое распространение подобный подход получает в период расцвета рациональных форм преобразования мира. Этот период демонстрирует силу и мощь человеческого разума.
Отношение к объективному факту тоже изменилось, хотя он по прежнему считался противоположным сознанию, нечто пассивным.
Смена концепций за всю историю философии проходила множество раз и зависела от успехов или неудач взаимодействия человека с природой.
Для человека мир всегда был чуждым и враждебным, он понимал и хорошо уяснил, что природа может прекрасно обойтись без него, но он без природы ничто, поэтому старался как можно меньше зависеть от неё.
Свой собственный мир он строит на основе субъективных фактов. Понятия «субъективный» и «объективный» факт тоже поменялись местами: объективный факт как бы перестает быть природным явлением в его изначальном смысле. Как творение рук и сознания человека, субъективный факт становится объективным.
Внешний для человека мир прекрасен и удивителен, но и этот субъективный мир оказывается непонятным, как и внешний мир. Таким образом, произошла незаметная, но естественная метаморфоза с понятиями. Их подмена привела к несуразицам и странностям в отношениях человека с внешним миром. Позже все вернулось на круги своя.
Есть еще один важный момент, который необходимо отметить. Понятие «факт» имеет сложную структуру и не является целиком предметом преобразований. Безусловно, объективный факт определяет сознание, но только той части, которая в данный момент решает конкретную задачу. Вне этой задачи объективный факт никакого влияния на сознание не оказывает, т.к. для него просто не существует. Точно также и сознание оказывает влияние не на весь объективный мир, а только на его часть и только при решении конкретной и частной задачи.
Таким образом, субъективный и объективный факт, без сомнения отражает различное состояние природы. Форма восприятия мира дает возможность разделения на субъективное и объективное, а также построить отношения человека с природой.