Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Душа – целесообразная основа человека

Два греческих слова «псюхе» – душа и «логос» – закон образуют слово психология. Как целесообразная основа человека, душа в древнегреческой психологии имела несколько значений:

  • Душа считалась жизненной силой, которая оставляла тело человека с его последним вздохом;
  • После смерти человека душа считалась бестелесной основой, которая лишалась сознания и памяти;
  • Считали её и «демоном», т.е. бессмертным существом божественного происхождения;
  • Душа как цель праведной жизни;
  • Была она и «наказанием» за первородный грех Титанов и др.

Душу считали носителем памяти обо всех инкарнациях и отождествляли иногда с психическим «Я».

Гераклит говорит о душе как феномене субстрата сознания и носителе моральных качеств, она самая мудрая и праведная. Он говорит, что существуют разные души и разные формы их связей с внешним миром. Высший уровень, по его мнению, это связь с логосом и мировыми законами, а низший уровень он связывает с повседневной деятельностью человека.

Статья: Душа – целесообразная основа человека
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Платон рассматривает псюхе (душу) как бессмертное образование, близкое к нечувственному миру, и у человека как раз появляется возможность путем «припоминания» познать идеи. Он выделяет три части псюхе и определяет их локализацию в пределах человеческого тела:
  • рациональная часть локализуется в голове;
  • эмоциональная часть занимает место в груди;
  • похотливая часть сосредоточена в брюшной полости.

Исходя из этого, Платон делит общество на стражей-философов, воинов, людей ремесленно-земледельческого сословия.

Душа и тело

В «Трактате о душе» помимо анализа разных проявлений психики, Аристотель определяет душу, и тело как части целого, потому что отразившиеся в нем форма, образ и материя неотделимы. Он считает душу принципом жизни, которая связана с органической жизнью неразрывно. Этот принцип он распространил на все уровни органической жизни, где каждый уровень имеет душу, свойственную ему и наделенную определенными функциями. В человеке Аристотель различает три вида души:

  • растительная душа, специфичная для растений, не имеющих ни органов чувств, ни органов регуляции движений;
  • животная душа. Она обеспечивает животный способ существования, потому что у животных есть дифференцированные органы ощущений, движений и органы, их регулирующие;
  • разумная, сугубо человеческая душа, которая имеет познавательные и деятельные органы.

Через формы развития психики у растений, животных и человека Аристотель, различая три разные формы души, очень четко определяет идею развития человека. Душа человека имеет разные функции: потребления, чувствования, рассудка.

Душу и тело в острой форме противопоставляет Р. Декарт, предусматривая существование двух разных субстанций:

  • субстанция протяженная и не мыслящая – материя;
  • субстанция мыслящая и не протяженная – душа.

По его мнению, если это так, то у них будут разные атрибуты – неотъемлемые свойства и противостояние друг другу как независимых. В научный обиход Р. Декарт вводит два новых понятия: рефлекс и сознание, которые на все следующие столетия становятся центральными понятиями в психологии.

Происходит трансформация понятия псюхе. Из принципа жизни по Аристотелю она превращается в принцип сознания по Декарту. Так произошло внедрение принципа интроспекции, т.е. вглядывание в середину себя, в свой внутренний замкнутый мир, являющийся своим отражением.

По-другому к проблеме души и тела подошел Б. Спиноза, считая, что она поставлена неправильно, и ломать голову о том, как объединяются душа и тело не нужно. Есть один единый предмет, говорит философ-натуралист, это мыслящее тело человека, а двух противоположных явлений – души и тела – не существует. Это мыслящее тело, живое, реально существующее рассматривается под двумя противоположными углами зрения, поэтому получается, что мыслит не только душа, вселённая Богом в тело человека, а само тело. Говоря другими словами, мышление – это способ существования тела, как и его протяженность. Спиноза делает вывод, что мышление и протяженность это два свойства одного и того же материального создания, которым является человек, а вовсе не две обособленные и противоположные субстанции.

Способами запечатления внешнего, являются воображение, сознание, представление, ощущение, воля и др. Это внешнее, по мнению Спинозы, неотъемлемо от природы свойства мыслящего тела человека.

Виды психических процессов

К.Д. Ушинский выделяет два вида психических процессов – «душевные» и «духовные». Духовные процессы он относил к более высокому порядку и связывал их с моральными, правовыми, эстетическими, идеологическими образованиями, которые свойственны только человеку. Душевными психическими явлениями он считал элементарные явления, общие для человека и животных. Они разделяются на три разряда: мысли, чувства, желания. Воля руководит желаниями человека, но своего органа в теле не имеет.

Душа и тело связаны между собой. С помощью органов чувств тело дает какие-либо впечатления душе, и в зависимости от этого душа управляет телом. Душевная жизнь состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства, воли, потому что душа стремится приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Выше души и тела стоит дух, выступающий в роли судьи души и тела. Именно он всему дает оценку с наивысшей точки зрения.

Глубинной сутью человека как родового существа является духовность, а душа его жизненной силой.

Последователь направления «Философия жизни» В. Дильтей считает, что развитие душевной жизни каждого человека имеет общечеловеческий, т.е. универсальный характер и испытывает воздействие трех классов условий:
  • Состояния и развития тела;
  • Влияние окружающей среды;
  • Влияние окружающего духовного мира.

В связи с этим можно «нарисовать картины возрастов жизни». Детский возраст он сравнивает с утренней зарей, когда все кажется свежим и подвижным. В старческом возрасте, когда тело становится немощным, проявляется душевная мощь физически слабого человека. По его мнению «Великая задача» заключается в том, чтобы «перекинуть мост» от объяснения природы человека к описанию его индивидуальной, т.е. душевной жизни. Для решения этой главной задачи В. Дильтей выдвигает новые требования к познавательным процессам:

  • Исследовательскую деятельность направить на анализ особенностей душевной жизни людей;
  • Для получения полного и достоверного знания о душевной жизни, необходимо ввести «изучение общественных продуктов»;
  • В процессе познания души человека ведущим сделать эксперимент, а прежние средства познания рассматривать как вспомогательные.

Но в течение длительного времени, к сожалению, понятие «душа» из научного обихода было изъято.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot