Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного Востока XX века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философия зарубежного Востока ХХ века / Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного Востока XX века
Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного Востока XX века
Замечание 1

Неизменным лейтмотивом религиозного реформаторства было утверждение раскрепощенности и свободы мысли от догм как необходимой предпосылки личной творческой активности. Проблема соотношения веры со знанием, а также науки с религией особо значима для Востока, что объясняется отставанием стран данного региона из-за доминирующего религиозного догматизма и как следствие неприятия рационального познания, развития естественных наук и технического прогресса.

Ислам По данной теме мы уже выполнили реферат Ислам и культура подробнее обвинялся реформаторами в деспотизме, неприятии науки как и в рамках исламского реформаторского движения, так и представителями иных восточных религий. Но вина за отставание ими возлагается не на само традиционное вероучение, а на его догматическое истолкование. Поэтому становится необходимым обоснование совместимости веры и знания, доказательство возможности союза подлинной религии и науки.

Помощь со студенческой работой на тему
Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного Востока XX века

Чаудхури о религии и науке

Правас Дживан Чаудхури (1916-1961), являющийся основоположником философии науки в обретшей колониальную независимость Индии, имеющий физическое образование, не признавал идеи о противопоставлении религии и науки, считая, что в сущности своей научный подтекст аналогичен религиозной истине о сотворенности мира богом. При этом, подтекст науки представляет собой наблюдаемую в природе гармонию и целесообразность, подтверждающие то, что за пределами нашего эмпирического мира существует сверхприродный, надмировой агент, являющийся универсальным или космическим разумом, условное имя которого - бог.

Опираясь на ведантистскую терминологию, Чаудхури характеризует универсальный разум и его активность через понятие «лила» (игра), которая и делает феноменальный мир таким богатым и разнообразным, одновременно предотвращая хаос. Задача науки – распознание и описание целесообразности, сопровождающей «игру» мирового разума.

В продолжение «ведантистской линии» в философии науки, Сампурана Сингх обосновывает, необходимость «сплавления» религии с философией и наукой и формирования тем самым нового «всеобъемлющего мировоззрения». Это подтверждается тем, что «объективная наука имеет только мимолетный отблеск истины, а в рамках религия истина рассматривается в ее всеохватности».

Сейида Хусейна Насра о науке и религии

Схожие идеи о примирении и разграничении областей влияния науки и религии высказывал Сейида Хусейна Насра, ведущий мусульманский современный философ. Окончив физический факультет в Массачусетском технологическом институте (США), а затем в Гарварде, он до антишахской революции занимал пост ректора Тегеранского университета, директора Иранской шахской Академии философии. В основе его концепции интеграции науки и религии лежали вполне определенные социокультурные основания: необходимость модернизации экономики и научно-технического развития с одновременным сохранением традиционных устоев духовной жизни.

В стремлении к синтезу науки и религии С.Х. Наср утверждает несомненную важность научно-технического прогресса, а также избегание его негативных его побочных эффектов. Так, рационалистическая ориентация, по его мнению, отделившая науку от религии, также является и причиной экологического кризиса, так как в рационализме не учитывается сакральная сторона природы.

Опираясь на суфизм, онтологический фундамент религии и науки данный мыслитель выводит из двойственной сущности человека, занимающего срединное положение между небом и землей, между абсолютной и относительной реальностями. Чтобы преодолеть отчуждение от бога, человек ищет вечное и абсолютное посредством интеллектуальной интуиции как способности к озарению, в ходе которого в душе мгновенно и непосредственно обнаруживается трансцендентное знание. Хотя интеллект присущ человеку, воспользоваться им можно только посредством откровения: именно вера дает человеку все необходимые ориентиры и установки, делающие возможной реализацию потенциально заложенных интеллектуальных способностей.

Замечание 2

С.Х. Наср не снимает дихотомию между наукой и религией, но его философская система делает легитимным научное знание в религиозно организованном обществе.