Изучение феноменов, процессов, явлений окружающей социально-природной среды определяется логикой научного поиска, в соответствии с которой осуществляется разработка методики исследования.
Методика исследования в современной психологической науке представляет собой совокупность теоретических и эмпирических методов, практическое применение которых позволяет с наибольшей достоверностью осуществить изучение сложных и многофункциональных объектов.
В свою очередь, под методом в современной научной литературе понимают систему правил и предписаний, которые направляют человеческую деятельность; способ познания, исследования природных или социальных феноменов, образ, способ действий.
Подходы к классификации методов
На сегодняшний день существует множество подходов к классификации методов познания, однако, в наиболее общем виде выделяют две большие группы методов: методы исследования, познания (пассивные) и практического преобразования (преобразовательные, активные) методы.
Пассивные методы используют информацию, полученные в результате наблюдений за действующим объектом, феноменом в процессе его нормального функционирования, жизнедеятельности.
Специальных воздействий в таком случае не требуется, экспериментатор не оказывает воздействия на объект, ограничиваясь фиксацией данных.
Активные, преобразовательные методы представляют собой способы профессионального воздействия экспериментатора на объект с целью решения определенных задач, достижения поставленных целей.
Проблема активных методов в психологии
В рамках психологической науки проблема активных методов требует специального изложения, морального, логического обоснования. Главная проблема использования данных методов в психологии заключается в манипулятивном потенциале их воздействия на личность, проблемой разграничения момента, когда заканчивается морально необходимый метод социального воздействия на психику личности и начинается посягательство на индивидуума, манипуляция его сознанием.
Своеобразие активных методов в психологии всегда сводится к реконструкции, построению, коррекции психически регуляторов деятельности и поведения личности или повышению целесообразности их использования, оказанию влияния на внешние или внутренние факторы, обуславливающие поведение индивидуума.
Внешние и внутренние факторы как предмет исследования активных методов
Внешние факторы представлены совокупностью условий окружающей социально-природной среды, влияющих на формирование и реализацию поведенческих паттернов личности.
Внутренние факторы детерминированности поведенческих стратегий представлены многочисленными факторами, которые трудно поддаются анализу. Среди них можно выделить следующие:
- основные признаки темперамента, которые находят свое отражение в реакциях личности на события, окружающую среду, окружение;
- основные черты характера, которые формируют моральный облик личности, ее отношение к окружающим, деятельности;
- мировоззрение, отражающее систему убеждений, взглядов на основные экзистенциальные вопросы, аспекты социального бытия;
- квалификационный уровень, отражающий накопленный экзистенциальный опыт личности, сформированность личностных и профессиональных компетенций;
- мотивационная сфера, отражающая настроения и направленность поведения личности, его общую ориентацию, систему аксиологических модусов, на достижение которых направлена деятельность индивидуума.
Таким образом, активные методы в современной психологической науке представляют собой способы активного изучения, преобразования, исследования внешних и внутренних факторов с целью осуществления коррекции, повышения целесообразности реализации поведенческих паттернов, деятельности индивидуума.