Предмет общей психологии
Мир, окружающий человека, все время изменяется, а сам человек находится в постоянном развитии, но природа человека и его поведение остаются неизменными и подчиняются законам, существовавшим много веков назад, поэтому общая психология как наука сохраняет свою важность и актуальность. А это говорит о том, что для огромного количества ученых и специалистов объектом интересов выступает именно эта наука.
Занимаясь исследованием индивида, общая психология выделяет два основных направления – психология познавательных процессов и психология личности. С помощью таких познавательных процессов как:
- Ощущения;
- Восприятие;
- Внимание;
- Память;
- Воображение;
- Мышление;
- Речь – человек получает и перерабатывает информацию о мире.
Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний. Любые дела и любые поступки человека определяются свойствами, которыми эта личность обладает. К ним относятся:
- Эмоции;
- Способности;
- Установки;
- Мотивация;
- Темперамент;
- Характер и воля.
Безусловно, все психические процессы и психические свойства личности имеют тесную связь между собой и не могут существовать обособленно, при этом они оказывают большое влияние друг на друга.
Таким образом, психика человека как форма взаимодействия живых существ с миром является объектом общей психологии, а закономерности психики как формы взаимодействия с окружающим миром являются её предметом.
С точки зрения современной науки, психика человека выполняет функцию посредника между субъективным и объективным и реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном. Об этом хорошо говорит и сам термин «психология», образованный от двух греческих слов «psyche» – душа и «logia» – знание, понимание, что в принципе означает учение о душе. Индивид, являясь предметом исследования общей психологии, может рассматриваться с разных точек зрения. Он может выступать как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания, являясь при этом неповторимым и индивидуальным. Результатом такого разнообразного проявления индивида стало возникновение значительного количества наук, изучающих человека, а психология как область гуманитарного, антропологического знания с этими науками тесно связана. Она занимает промежуточное положение между философией, естественными, социальными и техническими науками.
Современная психология и её структура имеет разветвленную систему научных дисциплин, где выделяются фундаментальные дисциплины и прикладные. Фундаментальные психологические науки или по-другому базовые, общие, рассматривают психологию и поведение людей независимо от их профессиональной направленности, возраста, личностных особенностей и др. Они ставят и решают проблемы, которые являются важными для развития всех без исключения научных направлений.
В отличие от фундаментальных, специальные или прикладные отрасли выделяют для исследования те вопросы, которые представляют особый интерес для познания какого-либо одного явления или нескольких групп явлений. Все достижения этих отраслей, как правило, используются на практике. Фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки являются те исследования, которыми занимается общая психология. Без глубоких знаний основных понятий, рассматриваемых в курсе общей психологии, разобраться в материале специальных курсов психологии практически невозможно, поэтому естественно, что изучение психологических наук начинается именно с общей психологии.
Система психологических наук
Являясь фундаментом в системе наук, психология интегрирует социально-гуманитарные и естественнонаучные знания и оказывает на них свое влияние, становясь общей моделью человекознания. Миссия, которую выполняет психология в изучении человека, заключается в объединении естественных и общественных наук в единую концепцию, которая насчитывает не менее ста отраслей психологии. Общая психология, изучая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, является ядром современной психологии. Психика человека является предметом следующих отраслей психологии:
- Генетическая психология, которая занимается изучением наследственных механизмов психики и поведения людей в зависимости от генотипа;
- Психофизиология. Общая психофизиология рассматривает физиологические основы познавательных процессов, эмоционально-потребностную сферу и функциональные состояния человека;
- Дифференциальная психология, занимается выявлением и описанием индивидуальных различий поведения людей, их способностей, деятельности, а также предпосылками этих различий и процессами их формирования;
- Возрастная психология, имеющая целый ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека, геронтопсихология. В целом возрастная психология занимается изучением онтогенеза различных психических процессов и психологических качеств личности;
- Социальная психология. Знания социальной психологии необходимы для того, чтобы организовать психологически правильное воспитание, потому что предметом её изучения являются человеческие взаимоотношения в обществе – в группах разного рода, в семье, школе, в коллективе сверстников, учителей;
- Медицинская психология. Здесь тоже объединяется целый ряд отраслей психологической науки, но они связаны с отклонениями в психике и поведении человека от нормы. Поэтому, естественно, что главная их задача заключается в объяснении причин возможных психических нарушений, а также в обосновании методов их предупреждения и лечения;
- Патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии. На основании своих психологических методов она изучает расстройства психических процессов и состояний индивида;
- Юридическая психология. Рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения;
- Педагогическая психология. Изучает психологические закономерности обучения и воспитания. В структуре педагогической психологии выделяют разделы: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;
- Психодиагностика. Рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации;
- Психология труда. Включает множество самостоятельных разделов, которые связанны с психикой человека в условиях разнообразной трудовой деятельности;
- Психометрия. Занимается вопросами математического моделирования психики, проблемами измерения в психологии, а также способами количественного анализа полученных результатов психологических исследований.
Спектр практического применения психологии исключительно широк, поэтому она является одной из фундаментальных и системообразующих научных дисциплин.
Таким образом, психология одновременно относится к очень старым и совсем молодым наукам. Место психологии есть везде, где задействован человек. Она вся в будущем, несмотря на свое тысячелетнее прошлое.