Понятие самосознания и Я-концепции личности
Самосознание — это отдельная форма сознания, в которой личность выступает как субъект и объект познания. Самосознание, прежде всего, представляет собой процесс, благодаря которому человек познает себя и относится к самому себе. Эта форма характеризуется собственным продуктом в виде Я-концепции.
Р. Бернс определил «Я-концепцию» в качестве совокупности всех представлений индивида о себе. Она сопряжена с их оценкой и имеет определенную структуру.
Выделение описательной и оценочной характеристики дало возможность Р. Бернсу определить «Я-концепцию» как концепцию, которая присуща каждому индивиду. Она включает систему установок, которые направлены на самого себя. К ней относятся базовых элемента:
- Убеждение, которое классифицируется на обоснованное и необоснованное (когнитивный элемент установки);
- Эмоциональное отношение к соответствующему убеждению (эмоционально-оценочный элемент);
- Соответствующая реакция, выраженная, в частности, через поведение (поведенческий элемент).
Что касается «Я-концепции», то данные элементы конкретизируются так, что образ Я является представлением индивида о самом себе. Самооценка здесь представляет собой аффективную оценку этого представления. Она может обладать разной степенью интенсивности.
Третий пункт вышеприведенного перечня выражен потенциальной поведенческой реакцией, то есть теми конкретными действиями, которые вызывает «образ Я» и самооценки. Кроме того, Р. Бернс описал строение «Я концепции». Он изображал ее в виде иерархической структуры, на верху которой была расположена глобальная «Я концепция», состоящая из всевозможных граней индивидуального самосознания.
Глобальная «Я-концепция» рассматривается в качестве совокупности установок индивида, которые направлены на самого себя. Есть три основные модальности, характерные для самоустановок:
- Реальное Я, которое состоит из установок, связанных с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, статус, роли (представления о том, какой он на самом деле);
- Зеркальное (социальное) Я в виде установок, которые связаны с представлениями индивидов о том, каким образом их видят другие;
- Идеальное Я в качестве установок, которые связаны с представлениями индивидов о том, какими они хотели бы стать.
В каждой модальности можно выделить аспекты: физическое, социальное, умственное и эмоциональное Я.
Особенности самосознания
В психоаналитической литературе было осуществлено описание различных защитных психологических механизмов. Первый из них представлен отрицанием. Так, если в реальной действительности у человека появляются неприятности, то он «закрывает глаза» и может прибегать к отрицанию их существования.
Второй механизм — это рационализация в качестве способа разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нравственным нормам и вызывают беспокойство.
Проекция представляет собой собственные негативные качества, которые индивид бессознательно приписывает другим людям. Это происходит, как правило, в преувеличенном виде.
Самооценка — это эмоционально окрашенное отношение к себе в различных конкретных ситуациях и соответствующих видах деятельности. Самоотношение в рамках самосознания представляет собой целостное и относительно постоянное эмоциональное отношение к самому себе. Оно заключается в принятии или непринятии человеком самого себя.
Самооценка может меняться после того, как был достигнут успех или постигла неудача. Она изменяется от ситуации к ситуации. Наряду с этим самоотношение может оставаться относительно постоянным, синтезируя большое число прошлых и настоящих самооценочных моментов.
У. Джемс выдвинул постулат о том, что самооценка индивида зависит от того, кем бы он хотел стать, какое положение хотел бы занимать в этом мире. Это положение становится точкой отчета в оценке успехов и неудач.
Я-концепция в различных психологических теориях
Первый психолог, который начал разрабатывать проблематику Я-концепции, — У. Джемс. Он рассматривал глобальное и личностное Я (Self) в качестве двойственного образования, в котором объединены Я-сознающее (I) и Я-как объект (Ме). Они представляют собой 2 аспекта одного целого, которые всегда существуют одновременно.
Одна из них — это чистый опыт (Я-сознающее), а другой включает содержание (Я- как объект). Личностное Я будет всегда одновременно и Я сознающим и Я-как объект. По мысли автора теории, Я в качестве объекта включает все то, что человек называет своим. В этой сфере Джемс рассматривал 4 элемента, расположив их в порядке значимости.
В символическом интеракционизме Ч. Кули главный ориентир для Я-концепции представлен Я другого человека. Это представление человека о том, что думают о нем другие («Я каким меня видят другие», «Я каким я сам себя вижу»). Автор теории предлагает теорию «зеркального Я». Он утверждает, что представления человека о том, каким образом его оценивают другие, значительно влияют на его Я-концепцию.
Джордж Мид был последователем концепции «зеркального Я» Ч. Кули, считая, что становление человеческого Я в качестве целостного психического явления является не чем иным, как происходящим «внутри» индивида социальным процессом. В его рамках проявляется «Я-сознающее» и «Я-как объект».
Проблематику Я-концепции рассматривал Э. Эриксон. Он делал это через призму эго-идентичности, которая возникла в ходе интеграции соответствующих идентификаций. Концепция этого автора описывает 8 этапов личностного развития и изменений эго-идентичности.
Еще один автор рассматривал самосознание и Я-концепцию. Основные положения концепции Роджерса включают положения о том, что индивид живет главным образом в своем индивидуальном мире субъективного характера. Возникновение Я-концепции происходит здесь на основе взаимодействия с окружающей средой. Сама Я-концепция представляет собой систему самовосприятия и самосознания.