Саморегуляция — это произвольная регуляция поведения и деятельности, предполагающая способность к самоконтролю. Умение управлять собственными эмоциями и чувствами представляет собой одно из качеств, которое позволяет достичь поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности.
Особенности формирования саморегуляции
Саморегуляция — это важнейшее качество личности. Она является фактором гармонизации взаимоотношений человека с инвалидностью (ОВЗ) как с самим собой, так и с окружающим миром. Она помогает снимать различные барьеры, которые создают препятствия полноценному вхождению в реальную жизнь, раскрывая у детей собственную индивидуальную психологическую сущность.
Саморегуляция направлена на рост гибкости и эффективности в разных видах деятельности. Она способствует развитию навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, способствуя формированию осознания и регуляции жизненной позиции. Благодаря ей появляется готовность к:
- Самопознанию,
- Самоизменению,
- Саморазвитию,
- Самоактуализации.
В работе с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ актуальным становится развитие всех компонентов саморегуляции. Аспекты саморегуляции у дошкольников с ОВЗ состоят в том, что им сложнее произвести соотношение своих действий с теми правилами заданий, которые требуют по ходу работы аналитико-синтетической деятельности.
Для детей с инвалидностью или ОВЗ трудность состоит в осуществлении самоконтроля на завершающей стадии задания. Это происходит по причине отсутствия умения и привычки дробного, поэлементного сличения полученных результатов с заданными образцами. Ребенок может просто не замечать и самостоятельно не исправлять допущенные им ошибки.
Формирование саморегуляции считается сложным и длительным процессом. Его реализация происходит в течение всего дошкольного детства и становится важным личностным новообразованием периода. Выдающийся советский ученый Л. С. Выготский показал, что в качестве истоков самоконтроля ребенка, как и сознания, не могут выступать его самостоятельные и индивидуальные виды деятельности. Сами дети, в какие бы замечательные и комфортные условия их не поместили, никогда не смогут обучиться самоуправлению и овладению своим поведением. Все это они учатся делать лишь в ходе общения и совместной деятельности с взрослыми.
Коммуникации с взрослыми людьми, в первую очередь, позволяют детям инвалидам или с ОВЗ обретать значимый личностный смысл, помогающий регулировать текущую деятельность. В завершение дошкольного возраста заканчивается развитие первичного склада личности ребенка. Так, происходит расширение «реального образа Я» ребенка.
Изучение личностной саморегуляции у школьников с ОВЗ
Современных исследований по проблемам личностной саморегуляции у лиц с ОВЗ немного. Такие ученые, как Е. А. Аронова, Е. Р. Калитеевская, В. И. Моросанова, И. В. Плахотникова показывали связь личностных свойств (рефлексивности, ответственности, уверенности, тревожности) с соответствующими аспектами саморегуляции. При этом ее особенности не были отнесены к какой-либо одной группе личностных качеств (например, коммуникативным, эмоциональным, волевым, интеллектуальным, мотивационным).
У. В. Ульенкова в специальной психологии одной из первых высказала идею о том, что степень формирования саморегуляции представляет собой не только характеристику интеллекта, но и личности. Саморегуляция предопределяет эффективное осуществление любой деятельности, не только обучения.
Несколько исследователей (О. К. Агавелян, Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.) отметили, что у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно наблюдать общие с нормой закономерности становления саморегуляции. Тем не менее, необходимо отметить существенное влияние дизонтогенеза на личностные особенности подростков, которые имеют особые образовательные потребности.
Для правильной организации процесса развития личности детей с особыми образовательными потребностями и достижения поставленных целей очень важно в процессе взаимодействия брать за основу общие закономерности развития личности в онтогенезе. Также здесь важно учесть специфические закономерности, которые своеобразно проявляются на каждой возрастной стадии и находят отражение в периодизации возрастного развития.
В качестве определяющих условий развития личности человека выступают многоплановая деятельность и общение. Детская личность не способна развиваться без взрослого. Таким образом, управление развитием личности ребёнка с ОВЗ, включая развитие его саморегуляции, должно представлять собой целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие.
Саморегуляция инвалидов
Инвалид — это лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, связанным с заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и приводящим к ограничению жизнедеятельности. Инвалидность вызывает потребность в социальной защите.
Категории «инвалид» «лицо с ОВЗ» не считаются равнозначными. Первое понятие является медицинским термином, который выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности. Она фиксируется в документе, который имеет установленную форму. Тем не менее, саморегуляция лиц с ОВЗ и инвалидов развивается аналогично.
Некоторый опыт ребенка в плане саморегуляции в интеллектуальной деятельности формируется в дошкольном периоде, а на момент поступления в школу способность начинает иметь специфические качественные особенности.
По объективным причинам (например, научная неразработанность проблем развития саморегуляции у младших школьников с инвалидностью, отсутствие специальных педагогических технологий и др.) задачи развития саморегуляции не могут быть решены программами обучения в начальной школе. По этой причине возможности детей с инвалидностью в развитии этой способности часто остаются нереализованными.