Самооценка — это оценка человеком самого себя, включая собственные достоинства и недостатки, возможности, качества, а также свое место среди других людей. Этот показатель связан с одной из основных потребностей в самоутверждении, когда человек стремится найти свое место в жизни, утверждая себя в качестве члена общества в глазах окружающих.
Самооценка в детском возрасте
У маленьких детей существует стремление к самопознанию и самооценке, возникающее в первый раз в процессе общения с близкими взрослыми. Они относятся к младенцу как к будущей личности и существу, которое уже одарено сознанием.
В течение первых семи лет жизни у детей развивается потребность в общении с взрослыми людьми, а с трехлетнего возраста — со сверстниками. Это характеризует формирование отношения ребенка к самому себе. Фундамент коммуникативной потребности представлен стремлением детей к доброжелательному отношению других людей. Над ним в последовательном порядке надстраивается стремление к сотрудничеству, уважению и к общему мнению. Ребенку нужны оценки со стороны окружающих людей. Удовлетворив перечисленные стремления, дошкольник получает возможность оценить собственные недостатки и успехи благодаря помощи сверстников и взрослых людей в различных областях активности.
Построение представлений младших школьников о себе, включая их самооценку, происходит, в первую очередь, на основе оценок, которые они получают от взрослых (учителей, родителей). Тем не менее, именно в этот период человеку иногда приходится начинать делать выводы о некоторых своих поступках. Однако думать о себе ребенку неинтересно, поскольку в это время он еще не испытывает в этом особенной необходимости.
Самооценка подростков и молодежи
Интерес к себе и окружающим людям может возникать в подростковом возрасте. Подросток думает об окружающих людях, начиная сравнивать себя с ними. В этом возрасте очень ярко проявляется установка на сравнение себя с другими людьми. Отдельное внимание могут привлекать поступки – собственные и других людей.
Подросток дает оценку собственным поступкам, пытаясь понять, к чему они способны привести или приведут в перспективе. Он уже хочет осознавать собственные особенности, выяснять собственные недостатки. Данная потребность связана с:
- Необходимостью «правильно вести себя в обществе»;
- Потребностью начинать выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
- Состоянием, в котором подросток может отвечать требованиям других людей и своим собственным.
Знание себя является непременным условием для достижения целей, которые имеют ценность и важность. Именно по этой причине подростки сначала особенно озабочены недостатками, желая избавиться от них. Они нацелены на положительное в других людях, готовы брать с них пример. Подобное внимание к собственным недостаткам и потребность преодолеть их могут сохраняться в течение всего подросткового периода.
Для самооценки старшеклассника присущи типично юношеские особенности. Самооценка характеризуется относительной устойчивостью, она достаточно высока и сравнительно бесконфликтна. Именно в это время человек отличается оптимистичным взглядом на самого себя, собственные возможности. Они не показывают тревожность.
В выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненные выборы, которые в прошлый год были достаточно абстрактными, становятся реальностью. Часть старшеклассников и в данной ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высокая, в ней гармонично сочетаются желания, притязания и оценка своих возможностей. У некоторых из них самооценка высокая и глобальная. Она способна охватывать все аспекты жизни, смешивая желаемое и реально достижимое.
Возрастная группа юношеского возраста отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями. Этот разрыв ясно ими осознается. Часто их самооценка низкая и конфликтная. В этой группе много девочек, у которых в связи с изменениями в самооценке в выпускном классе растет тревожность.
Вне зависимости от некоторых колебаний в уровнях самооценки и тревожности и разнообразия вариантов развития личности, ученые говорят об общей стабилизации личности в этот возрастной период. Здесь начинает формироваться образ своего «Я», что происходит на границе подросткового и старшего школьного возраста.
Самооценка взрослого человека
Формирование самооценки происходит в детстве. Это происходит на основе оценок окружающих людей. Во взрослости самооценка становится результатом деятельности человека, его реального восприятия себя и идеальных представлений о себе. Во взрослом возрасте самооценка здорового человека должна быть гибкой, что требуется продуктивной деятельности и развития. Это связано с тем, что на нее влияет новая информация, оценка и новый опыт окружения.
Именно от самооценки будут зависеть отношения человека с окружающими людьми. Такие качества, как требовательность и критичность к самому себе создают у человека отношение к неудаче и успеху. Основной критерий оценивания себя представлен системой личных ценностей.
Адекватная самооценка взрослых людей будет зависеть от степени притязаний. Она представляет собой стремление человека к достижению целей различной сложности, которые как он считает, что способен достичь. Достижение целей, в первую очередь, будет зависеть от мотивации. Она определяется в качестве желания и стремления улучшать собственные результаты для достижения цели, добиваясь ее несмотря ни на что. По этой причине человек, который реально себя оценивает, в достижении цели показывает такие качества, как настойчивость и большая продуктивность.
При неадекватном уровне притязаний возникает неэффективное поведение. Этот процесс способен привести к эмоциональному срыву, а также может развиваться повышенная тревожность. Часто это проявляется в агрессии к окружающим людям.
Люди, которые не имеют мотивации на успех, как правило, ставят себе задачу исключить неудачи. Они обладают следующими чертами:
- Отсутствие уверенности в себе;
- Отсутствие веры в успех;
- Страх критики;
- Отсутствие удовольствия от деятельности и др.