Самооценка – это представление индивида о значимости своей личности и деятельности, оценивание им себя и своих качеств, достоинств и недостатков.
Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка младшего школьника представляет собой важный элемент его формирующейся личности. Уровень самооценки существенно влияет на мотивацию школьника к учебе, включая способность к усвоению нового материала и выработку полезных навыков. Самооценка отражает уверенность в себе.
В ходе оценки себя ребенок воспринимает свои качества, свой характер и личность. Этот показатель отражает мнение о самом себе как о человеке. В раннем детстве дети, прежде всего, проводят оценку своих физических возможностей и внешности. Становясь старше, ребенок начинает обращать внимание на практические навыки, осознавая ценность моральных качеств.
В дошкольный период самосознание и самооценка начинают сильно воздействовать на все поступки ребенка, включая его отношение с педагогами, матерью и отцом, а также со сверстниками. В младшем школьном возрасте большое влияние на самооценку оказывает отношение к нему окружающих людей. Это может быть мнение детей и взрослых в отношении его поступков, умений, способности делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиниться конкретным нормам поведения.
Ребенку необходимо освоить в этом возрасте навык соотносить и координировать свои желания и намерения с планами (возможностями) окружающих людей. Он должен найти общий язык с ними, предвидя их оценку его действий, мотива и проявления эмоций. Для анализа самооценки детей школьного возраста ключевым понятием оказывается воздействие деятельности, которая стала для них основной. Данная ведущая деятельность прямым образом связана с успехами, которые ребенок показывает во время учебы в школе.
Родители и педагоги учат детей контролировать поведение. Это связано с тем, что без наличия самоконтроля нельзя представить здравую и адекватную оценку своей личности. На каждой стадии работы школьники младшего возраста сохраняют внимание, аккуратность и терпение. Развитие данных качеств способно быстро дать положительный результат.
В младшем школьном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию самооценки. Соответствующие мероприятия педагогам нужно проводить в классе регулярно. Дети, не достигшие 7-8 летнего возраста, еще не в состоянии сформировать свою оценку самостоятельно. Это связано с тем, что они мыслят с помощью образов. У ребенка дошкольного возраста можно отметить только осознанный интерес к самооценке.
Самооценка младшего школьника понятие неоднородное. В первом классе школы самооценка ребенка, как правило, завышена. Во втором классе уже можно наблюдать тенденцию к переоценке себя (происходит снижение самооценки). К 3 классу у большинства школьников проявляется адекватная или заниженная самооценка.
Диагностика самооценки младшего школьника
Ребенок младшего школьного возраста с адекватной самооценкой, как правило, выглядит энергичным и активным. Его можно назвать находчивым, усидчивым. Он с радостью учится, не испытывает отторжения к критике, открыт к общению и обладает чувством юмора. Новые задачи такой ребенок считает привлекательными и интересными. Для поддержки дружеских отношений ему не нужно прикладывать больших усилий.
При диагностике детей, чья самооценка устойчиво завышена, отмечается их полная самостоятельность. Тем не менее, они прилагают большое количество сил для достижения определенного результата. Такой ребенок не всегда хорошо воспринимает общественные правила. Если у школьника завышенная самооценка, то он самоуверен и считает, что справится без помощи и поддержки.
Младшие школьники с завышенной, но неустойчивой самооценкой склонны очень высоко себя оценивать. Они преувеличивают собственные возможности, переоценивают личностные качества и результаты собственного труда. Дети с такой самооценкой пытаются брать задания, выполнить которые явно не смогут. При неудачном исходе они могут резко менять вид деятельности или упорно продолжать настаивать на том, что выполнят работу. У такого школьника создается множество непрочных социальных связей.
Диагностика ребенка с заниженной самооценкой связана с тем, что он в ходе тестирования предпочтет самые легкие задачи. Он знает, что решить их больше шансов. Процесс учебы у ребенка вызывает, как правило, волнение и тревогу. У него нет достижений, на основании которых он может дать себе более высокую оценку. Он стремится не потерять хоть то самоуважение, которое у него уже появилось.
Развитие самооценки в этом случае становится крайне необходимым. Ведь, если ребенок имеет плохое мнение о себе, то ему трудно будет даваться:
- общение со сверстниками,
- учеба,
- построение взаимоотношений со взрослыми.
От любого человека он подсознательно будет ждать неприятностей, поскольку развита негативная внутренняя позиция.
Развитие самооценки
Развитие самооценки младшего дошкольника происходит постепенно. Этому процессу присущи особые черты. В первый раз попадая в школьную среду, школьник стремится разделить своих сверстников на группы. В мыслях он называет одних хорошими, а других плохими, одного слабым, а другого сильным. Иерархия в коллективе формируется необыкновенно быстро. Уже через пару месяцев в классе на первом году обучения относительно точно распределяются все роли.
Со временем школьные успехи и достижения способны изменить социальные роли и иерархическую связь в детском коллективе. На самооценку школьника уже начинают особым образом влиять замечания учителей и оценки за выполненную работу. Школьник теперь постоянно сравнивает себя с другими. Если сверстники или взрослые будут поддерживать подобное сравнение, то ребенок начнет воспринимать его в качестве основного инструмента самооценки, какой бы она ни являлась.
Большую роль играет то, как дети воспринимают свои первые оценки. Младший школьник с неустойчивой самооценкой не просто смиряется с невысоким баллом, полученным за домашнюю работу или ответ у доски. Внутренне они могут не соглашаться с данной оценкой их работы, нередко создавая конфликтные ситуации. Тем не менее, конфликт усугубляет их положение. Эмоциональное напряжение начинает нарастать, происходит усиление волнения, а школьник приходит в растерянность.