Возрастные кризисы психического развития — это характеризующиеся резкими психологическими изменениями относительно непродолжительные периоды перехода в к качественно новым этапам возрастного развития.
Психологические особенности детских возрастных кризисов
Тема возрастных кризисов в психическом развитии весьма актуальна, так как довольно часто эти переходные периоды затягиваются, что влечет различные негативные последствия. Если рассматривать детские кризисы, то им сопутствуют неврозы, психосоматические заболевания.
Психологические особенности возрастных кризисов детства включают:
- Перестройку внутреннего переживания, которое определяет отношение ребенка к среде;
- Изменение потребностей и побуждений, которые движут поведением;
- Появление резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.
Роль возрастных кризисов в развитии ребенка рассматривает детская психология. Многие ученые эмпирически отмечали неравномерность детского развития, обусловленную существованием особых и сложных моментов становления личности. Большая часть зарубежных исследователей рассматривали эти моменты в качестве болезней развития и негативного результата столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.
Первым обоснованным делением онтогенеза на отдельные возрасты дает в отечественной психологической науке П. П. Блонский. Он обратил внимание на особенные переходные возрасты, подчеркивая, что они в педагогическом отношении представляют собой трудности. Впоследствии эти периоды стали называть критическими возрастами.
Категория «критический возраст» утвердилась более прочно за возрастом полового созревания. Блонский указал на неустойчивый характер нервной системы, неуравновешенность и отсутствие мотивации у детей в критические периоды.
Взгляды ученых на роль кризисов в психическом развитии
Л. С.Выготский опирался в своих взглядах на представления П. П.Блонского. Тем не менее, он начал рассматривать возрастную динамику и значение (место) кризисов в общем ходе развития, взяв за основу общую теоретическую модель развития.
В своем исследовании «Проблема возраста» Выготский обратился к вопросам определения возраста и выстраивания новой периодизации развития в онтогенезе. Он ввел теоретическое представление о двух типах возраста, включая критический и стабильный.
При описании критических периодов развития этот ученый писал о том, что внешне их можно характеризовать чертами, которые противоположны устойчивым чертам (стабильному возрасту). В данных периодах на протяжении небольшого промежутка времени (от нескольких месяцев до 1-2 лет) сосредотачиваются резкие и кардинальные сдвиги и смещения. Дети за короткое время меняются полностью или в основных чертах личности.
Роль возрастных кризисов Л. С. Выготский видел в развитии. Его он определял в качестве внутренне детерминированного, целенаправленного процесса, который протекает не равномерно, а противоречиво. Это происходит благодаря возникновению и разрешению внутренних конфликтов. По этой причине ученый обратил внимание на переходные (кризисные) этапы, когда в ребенке происходят изменения, заметные для других людей.
Кризис (критический период) играет положительную роль, поскольку представляет собой время качественных и позитивных изменений. В качестве их результата выступает переход человека на новую и более высокую ступень развития. Содержание кризиса является распадом сложившейся социальной ситуации и возникновением новой.
Основные характеристики кризисных периодов, играющих роль в развитии личности, включают:
- Резкие изменения в короткий промежуток времени;
- Низкая отчетливость границ кризиса, трудности в их определении (например, моменты наступления и завершения);
- Возникновение конфликтов с окружающими людьми и трудновоспитуемость;
- Выпадение ребенка из системы педагогического воздействия.
Негативная сторона возрастного кризиса представлена нарушениями в развитии. Здесь на первый план могут начать выдвигаться процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что было сформировано на прошлом этапе.
Возрастное развитие некоторые ученые рассматривают в качестве диалектического процесса. Эволюционные стадии постепенных изменений в нем чередуются со стадиями революционного развития, которые и представляют собой возрастные кризисы. Психическое развитие происходит благодаря смене стабильных и критических периодов. В пределах стабильных возрастов вызревают психические новообразования, проявляющиеся в критическом возрасте.
Кризис новорожденного характеризуется недостаточностью эмоционального общения. В это время осуществляется переход от одной формы существования к другой. Позитивная роль этого возрастного кризиса связана с тем, что ребенок начинает адаптироваться к новым условиям жизни.
Для кризиса одного года жизни характерен негативизм, упрямство и самоуправство. Желания ребенка не совпадают с возможностями и не все они выполнимы, поскольку способны причинить вред ему самому или окружающим людям. Разумеется, малыш и раньше слышал слово «нельзя», но в кризис оно приобретает особенную актуальность.
Кризис трех лет способствует потере непосредственности. В это время рождается социальное «Я» ребенка, который начинает настаивать на своем мнении («Я сам»). В 7 лет происходит обобщение переживаний и логики чувств.
Самым сложным считается подростковый кризис (средний возраст — 13 лет). В это время дети часто бунтуют против отношения взрослых, у них формируется чувство взрослости. В этот период подростку хочется всего и сразу. Он уже видит возможности, открытые перед ним, но фактически не умеет управлять собственными желаниями и поведением.
В целом любой кризис играет положительную роль, поскольку становится новообразованием предшествующего периода. Он предназначен для разрушения старой социальной ситуации развития, провоцируя образование новой.