Воображение — это преобразование представлений, которые отражают реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что зарождение воображения произошло в процессе труда как специфической деятельности человека (в виду появления потребности преобразовывать предметы реального мира).
Общая характеристика воображения
Люди постоянно вступают в контакт с окружающей средой, поскольку каждую секунду на их органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов. Многие стимулы долгое время остаются в памяти. Один из самых любопытных феноменов психики представлен тем, что полученные в прошлой практике впечатления от предметов и явлений реальности не только долго сохраняются в памяти, но и подвергаются соответствующей обработке. Этот феномен обусловил возможность индивида оказывать воздействие на окружающую среду и целенаправленно менять ее.
Воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком обладают принципиальными различиями. Человек отличается от животных тем, что влияет на среду планомерно путем направления своих усилий к заранее поставленным целям. Этот характер изменения действительности при осуществлении труда характеризуется предварительным представлением в сознании того, что он желает получить в результате.
Если рассматривать процесс создания человеком новых предметов или вещей, то можно столкнуться с одним феноменом психики человека. Его сущность заключается в том, что люди формируют в своем сознании образы, которых пока нет в реальности. В качестве основы создания подобного образа выступает прошлый опыт, который человек получил при взаимодействии с объективной реальностью. Этот процесс является процессом создания новых психических образов. Он получил название воображение.
Особенности развития воображения
Воображение у разных людей развито по-разному, поскольку по-разному проявляется в деятельности и общественной жизни. Выражение индивидуальных особенностей воображения характеризуется тем, что люди отличаются в зависимости от степени развития воображения и от типа образов, которыми вынуждены оперировать чаще всего.
Для степени развития воображения характерны яркость и глубина, скорость переработки данных прошлого опыта, а также новизна и осмысленность результатов данной переработки. Силу и живость воображения можно легко оценить в случае, когда в качестве продукта воображения выступают неправдоподобные и причудливые образы (например, в волшебных сказках).
Слабое развитие воображения можно выявить с помощью низкого уровня переработки представлений. Оно приводит к трудностям в решении мыслительных задач, которые предполагают умение наглядно представлять себе конкретные ситуации. В случае недостаточного уровня развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Роль воображения состоит в том, что люди различаются по степени яркости образов. Если представить в мыслях определенную шкалу, то на одном полюсе будут индивиды с чрезвычайно высокими показателями яркости (образы воображения переживаются как видение), а на другом – люди с очень бледными представлениями.
Высокий уровень развития воображения можно встретить у людей, которые занимаются творческим трудом (художник, писатель, музыкант, ученый). Значимые различия между людьми могут проявляться в отношении характера доминирующей стороны воображения. Чаще встречаются те, у кого преобладают зрительные, слуховые или двигательные образы воображения. Но есть те, у кого отмечен высокий уровень развития всех или большинства типов. Данные личности относятся к так называемому смешанному типу.
Индивид не может рождаться с развитым воображением, оно происходит в ходе онтогенеза, требуя от человека накопления известного запаса представлений. Впоследствии они становятся материалом для формирования образов воображения. Развитие воображения происходит в тесной связи с личностным развитием, процессом обучения и воспитания. Для этого имеет значение единство с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Роль воображения в творческом процессе
Значение воображения в творческом процессе невозможно переоценить. Творческий процесс напрямую связан со всеми психическими процессами, включая воображение. Его степень развития и особенности обладают для творчества не меньшим значением, чем, степень развития мышления.
Психология творчества способна проявляться во всех его видах:
- Изобретательское,
- Научное,
- Литературное,
- Художественное.
В значительной степени возможность воображения обеспечена имеющимися у человека знаниями. Они подкрепляются определенными способностями, начиная стимулироваться целеустремленностью человека. Важнейшее условие творчества представлено наличием определенных переживаний. Они формируют эмоциональный тон творческих действий.
Проблему творчества и роль воображения в ней с разных сторон исследовали ученые. Английским исследователем Г. Уоллесом была предпринята попытка проанализировать творческий процесс. В результате он выявил несколько его этапов:
- Зарождение идеи (подготовка);
- Созревание (концентрация, сбор знаний, которые напрямую или косвенно относятся к проблеме, поиск недостающей информации);
- Озарение в качестве интуитивного обнаружения искомого результата;
- Проверка результата.
Другим ученым— Г. С. Альтшуллером — была произведена разработка целой теории решения творческих задач. Он рассматривал 5 уровней творчества. На каждом из них немаловажную роль играет воображение. Так, задачи первого уровня могут быть решены с использованием средств, прямо предназначенных для целей. В этом случае необходимо воображение в виде мысленного перебора нескольких вариантов решения.
Задачи второго уровня предполагают некоторое видоизменение объекта с целью получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в воображении в этой ситуации может уже измеряться десятками.