Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания. С ее помощью человек осознает самого себя, свои физические силы, умственные способности, поступки, мотивы и цели, свое отношение к окружающим, к другим и самому себе.
Формирование самооценки у ребенка
Отечественными психологами вопрос самооценки ребенка рассматривался, в первую очередь, с акцентом на важность его деятельности. Они предполагали, что формирование самооценки, как и прочих личностных образований, происходит в результате деятельности. Через осознание результатов своей деятельности индивид способен приходить к осознанию себя в качестве субъекта определенной деятельности, к оценке собственных возможностей и качеств.
Главное значение в формировании личности имеет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив. Среди факторов наследственного характера можно выделить: тип нервной системы, физическое состояние. Они играют второстепенную роль.
Современные исследования показали, что у многих детей отмечено все более выраженное проявление специфических особенностей в рамках познания в личностной сфере. Они напрямую оказывают влияние на формирование самооценки, которая у ребенка начинает складываться с раннего возраста. В дальнейшем она существенно отражается на установках, с которыми он приходит в учебную организацию.
Ведущая форма деятельности обучающегося ребенка в младшем школьном возрасте представлена учебной деятельностью. Успехи и неудачи в учебе, оценка преподавателем результатов его учебного труда предопределяют отношение ребенка к самому себе (его самооценка).
Учебная деятельность и новообразования, которые формируются в ней, могут стать ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для личности ученика в целом. Она определяет пути и специфику их развития.
Необходимое условие формирования личности ребенка представлено усвоением им моральных норм в ходе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих и самого себя. Знания, полученные в социуме о самом себе, представляют собой важный фактор становления личности.
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — это проявление замедления темпа психического развития. При ее наличии некоторые психические функции, включая память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, отстают в развитии от психологических норм, которые свойственны данному возрасту.
Развитие и формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчинено нескольким факторам:
- Общие закономерности развития (по Л. С. Выготскому),
- Специфические закономерности, обусловленные дизонтогенезом.
Очевидным является то, что в качестве общих закономерностей рассматриваются возрастные проявления.
Важный аспект в формировании личности ребенка с ЗПР представлен отношением семьи и сверстников. Здесь имеет значение его смысловая ориентация в действиях, что можно связать со страхом перед изменением отношения к окружающим людям. Развитие детской личности на начальной стадии обучения в большей степени зависит от успеваемости, оценок со стороны взрослых людей и сверстников.
Психика школьника с ЗПР также очень чувствительна к внешним воздействиям. Этот ребенок очень эмоционален, подвержен перепаду настроений.
Самооценка ребенка с ЗПР формируется под воздействием семьи и окружения. Она занимает ведущее место в структуре личности, развиваясь под воздействием не только биологических, но и социально-психологических факторов.
В случае задержки психического развития на развитие самооценки влияют возрастные закономерности и закономерности дизонтогенеза. Ученые отметили, что в младшем школьном возрасте на самооценку влияет учебная деятельность. Она может зависеть от модели обучения ребенка с ЗПР. Отметим, что своевременное определение проявлений самооценки у младших школьников с ЗПР — это важнейшее условие для совершенствования процесса становления личности и предупреждения вторичных отклонений.
Самооценка ребенка с ЗПР
ЗПР в качестве психолого-педагогической категории применяется только в отношении дошкольного и младшего школьного возраста. В случае, если к завершению данного периода остались признаки недоразвития психических функций, то ученые говорят о конституциональном инфантилизме или применяют другие термины, адекватные ситуации.
Психологические исследования показали, что на быструю обработку окружающей действительности у ребенка с ЗПР влияют различные изменения в привычных условиях. Например, ребенку трудно моментально обозначить предмет и его свойства, так как если он стоит не в том месте, на котором привычно стоял ранее, ребенку сложно его найти. Аналогичным образом на восприятие и узнавание предмета могут повлиять следующие факторы:
- Освещение,
- Расстояние, на котором находится предмет;
- Наличие посторонних раздражителей.
Самооценку ребенка с ЗПР определяет чувство неполноценности, тревожность, социальные фобии, характерные для данной категории. На все эти факторы влияет семья и отношение сверстников. При ЗПР психогенного характера центральное ядро представлено семейным неблагополучием (неблагополучные, неполные семьи, различные психические травмы).
Если с раннего возраста на детскую психику было оказано травмирующее влияние (например, неблагоприятные социальные условия), то это часто приводит к серьезным нарушениям в нервно-психической деятельности. Следствием являются сдвиги вегетативной функции, а далее психических процессов. В этой ситуации говорят об аномалии в развитии личности. Эту форму ЗПР необходимо более точно дифференцировать от педагогической запущенности. Она не характеризуется патологическим состоянием, а проявляется на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального развития.
Самооценка в качестве социального приобретения и результата воспитания при таком варианте ЗПР способна отражать искаженные представления детей о реальности. Здесь происходит деформирование «социальной матрицей», что способно нарушить процесс развития оценочных эталонов и определения детьми собственного места в окружающем мире.