Формирование профессионального выбора — это внутренняя деятельность, которая концентрируется на построении и осмыслении альтернатив профессионального выбора. Благодаря ей старшеклассники определяют критерии для сравнения альтернатив, выделяют ключевые альтернативы и реализуют окончательный выбор.
Особенности формирования профессионального выбора
Жизненное самоопределение представляет собой основное новообразование юношеского возраста. Его основные результаты представлены потребностью старшеклассников занять внутреннюю позицию взрослого, осознавая себя в качестве члена общества для понимания себя и своих возможностей. В связи с этим формирование жизненных планов и выбор профессионального пути — это важный момент именно в юношеском возрасте.
Сегодня наше общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Особенно это касается готовности человека производить осознанный, самостоятельный профессиональный выбор. Современным людям нужно постоянно ставить себя перед выбором. Они решают, каким образом поступать в новых, изменившихся условиях, какое решение необходимо принимать с позиции собственных жизненных принципов.
Часть современных старшеклассников может оставаться пассивными. Они не подготовлены к ответственному выбору профессии по причине несформированности профессионального самоопределения. В этой ситуации учащиеся старших классов руководствуются случайным принципом, осуществляя выбор профессии. Они могут начать опираться на мнение родителей и друзей, ориентироваться на престиж профессии, высокий уровень заработной платы, лёгкость поступления в учебное заведение. Это в результате ведет к неудовлетворённости выбором и сложности его осуществления.
Существует несколько базовых составляющих профессионального выбора:
- Когнитивная (степень владения необходимыми знаниями, способами осуществления профессионального выбора, осознание его значения в будущем);
- Эмоциональная (субъективное психологическое состояние школьника);
- Мотивационная (желаемое состояние профессионального самоопределения, выбор старшеклассника, которого ещё нет);
- Проективная (выбор конкретного типа будущей профессиональной деятельности, средств и способов её поэтапного достижения);
- Операциональный (практическая подготовленность старшеклассника к реализации профессионального выбора).
В современных школах профориентационная работа рассчитана на усреднённого ученика. В ней не предусмотрен индивидуальный и дифференцированный подход к личности. Это приводит к снижению уровня профессионального развития.
Особенности работы практического психолога со старшеклассниками
Роль практического психолога в формировании профессионального выбора старшеклассников состоит в изучении когнитивного и эмоционального компонента профессионального выбора. Психолог изучает мотивационную составляющую и ее базовые критерии (например, интерес к будущей профессиональной деятельности, интернальный локус контроля).
Практический психолог выявляет уровень проективного компонента профессионального выбора старшеклассников, изучает операциональную составляющую выбора, включая ее основные показатели. Часть работы такого специалиста также состоит в определении типов учащихся старших классов, которые совершают профессиональный выбор.
В работе практические психологи используют различные инструменты:
- Анкеты исследования личного профессионального плана;
- Схема ЛПП Н. С. Пряжникова;
- Методика «Смысложизненные ориентации», разработанная Д. А. Леонтьевым;
- Методика «Локус контроля», разработанная Е. Г. Ксенофонтовой;
- Методика «Готовность к выбору профессии», разработанная А. П. Чернявской и др.
Для статистической обработки эмпирической информации специалист может использовать кластерный анализ средних и иерархический кластерный анализ. На их основе можно выделить типы старшеклассников с особенностями профессионального выбора.
Роль педагога-психолога в формировании профессионального выбора
Профессиональное самоопределение начинается далеко в его детстве. Уже в это время в детских играх ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывая связанное с ним поведение. В играх дети могут использовать символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности.
К моменту окончания школы происходит смена ведущей деятельности на учебно-профессиональную. По этой причине для старшеклассников требуется устойчивый интерес к выбранной профессии, маршрут в овладении выбранной профессии, осознание требований профессии. Для этого в школах работают практические психологи, которые ведут психологическое сопровождение старшеклассников. Психолог помогает осознанно подойти к выбору профессии.
Основные направления профориентационной работы практического психолога включают информационное, диагностическое, консультационное сопровождение. Он помогает при «прохождении» старшеклассниками индивидуального образовательного маршрута сформировать знания о профессиях. Школьники узнают благодаря психологу о последующем профессиональном образовании, требованиях профессий к человеческим качествам.
Что касается диагностического направления, то оно работает благодаря использованию психологических тестов, обсуждению интересов и возможностей, а также рекомендаций профессий, которые наиболее соответствуют психологическим особенностям школьника.
В основе консультационного направления лежит тот факт, что для эффективного профессионального выбора в будущем знаний не всегда достаточно. Кроме психолога в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, а также организации дополнительного образования старшеклассников (кружки, секции и др.). Практические психологи должны учитывать это, формируя индивидуальный образовательный маршрут учащегося.