Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рискованное поведение у подростков

Определение 1

Рискованное поведение – это поведение, возникающее в результате воздействия определенных факторов риска. Оно является явно или потенциально опасным для самого человека или для людей, которые его окружают (иногда даже для общества в целом).

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — это период, который характеризуется в качестве переломного, переходного, критического, трудного. Это возраст полового созревания, который считается особенно сложным для родителей и педагогов, а также для самих детей. В основе этого положения находится обилие критических, психологических и физиологических состояний, которые объективно проявляются в ходе развития. Эти этапы называются «критическими периодами детства».

Подростковая стадия развития имеет возрастные рамки от 12 до 15 лет (+/- два года). Она характеризуется началом перестройки организма, в котором происходят резкие изменения в связи с работой желез внутренней секреции. У подростка интенсифицируется обмен веществ, при этом нарушается прежняя слаженность в деятельности организма. Отсутствие регулирования новой системы функционирования приводит к общей неуравновешенности подростка. Он показывает следующие качества, которые часто приводят к рискованному поведению:

  • Раздражительности;
  • Вспыльчивость;
  • Резкая смена настроения, начиная с бурной активности и заканчивая вялостью и апатией.

Особенности подросткового возраста состоят в том, что внешне и по своим притязаниям подросток уже становится взрослым человеком. По внутренним же особенностям и возможностям он во многом еще остается ребенком. Вместе с проявлением чувства взрослости у подростков наблюдается активное формирование самосознания, обострение чувства собственного достоинства, осознание половой принадлежности.

«Рискованное поведение у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для подростков свойственна повышенная критичность. Если, будучи детьми, они на большую часть событий в окружающей реальности не обращали внимания или были снисходительными в своих оценках, то став подростками, он начинают переоценивать давно знакомое и привычное. Они выносят собственные суждения, которые отличаются часто прямолинейностью, категоричностью и бескомпромиссностью.

Рискованное поведение подростков связано с тем, что они болезненно относятся ко всему, что относится к оценки их личных качеств, достоинств и недостатков семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой основе школьники часто вступают в глубокие конфликты. На потерю авторитета родителей или других важных людей подросток может отреагировать самым крайним и неожиданным образом.

По мнению Л. С. Выготского, подростковый возраст включает систему условий. Они в высшей степени располагают к влиянию разных психотравмирующих факторов. Самые сильнодействующие из них представлены недостойным поведением родителей, конфликтными взаимоотношениями между ними, наличием у них недостатков и др. Все это способно осложнить учебно-воспитательную работу, делая ее порой практически невозможной. У подростков на этой почве проявляются различные отклонения в поведении (например, рискованное поведение).

Характеристика рискованного поведения

Рискованное поведение подростков представляет собой активность, которая направлена на экспериментирование со своими собственными возможностями. Часто оно преобразует их отношение к ценности жизни. Поведение подростка отличается конструктивностью и делится на 2 вида.

Конструктивное рискованное поведение концентрируется на самопознании и самосовершенствовании подростков. Оно предполагает осознание ими ценности жизни. Неконструктивное поведение связано с разрушением объектов окружающей среды, саморазрушением подростков. Этот тип поведения обуславливает отсутствие у ребенка осознанного отношения к жизненной ценности.

В качестве психологической особенности подросткового периода выступают биологически обусловленные реакции эмансипации, группирование со сверстниками и различные увлечения. Все это характеризует поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Помимо этого, развитие своей системы ценностей и самоидентификация ведет к тому, что установки из семьи и социальных институтов начинают подвергаться критике. Здесь наблюдается отсутствие другого отношения к различным аспектам взрослой жизни.

К рискованному поведению приводят следующие факторы:

  • Подростковый максимализм;
  • Отсутствие социального опыта;
  • Желание попробовать «взрослую жизнь»;
  • Любопытство;
  • Давление сверстников или друзей.

Причины и особенности рискованного поведения подростка

Психологов всегда интересовал вопрос, почему подростки склонны к рискованному поведению. В первую очередь они связывают это с потребностью экспериментировать, самоутверждаться и исследовать. Рискованное поведение направлено на освоение окружающего пространства, когда ребенок не понимает, где находится его предел.

Высокий риск считается побочным продуктом обостренной познавательной деятельности. Подростки экспериментируют для того, чтобы лучше узнать себя, испробовать различные стили жизни, показать окружающим, что они становятся взрослым. Школьники часто считают, рискованное поведение поможет им увеличить степень самостоятельности.

Огромное количество подростковых травм связано с рискованным поведением (например, автомобильные аварии, отравления, ЗППП). Существует множество теорий, выдвигающих свои мнения по поводу рискованности подростка. Так, последователи бихевиористских теорий принятия решений утверждали, что подростки и взрослые разным образом взвешивают потенциальные выгоды и последствия своих действий. Исследования показали, что подрастающее поколение придает больший вес награде. В первую очередь это касается социальных наград.

Подростковый мозг устроен таким образом, что появляется биологическая потребность рисковать. В нем происходит активизация двух нейронных сетей, одна из которых управляет процессом познания, а другая регулирует социально-эмоциональное поведение.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot