Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности поведения и взаимоотношения учеников в подростковом кризисе

Определение 1

Подростковый кризис – это период, в течение которого человек как личность переходит на новый уровень развития. На этом этапе происходит смена одной социальной роли на другую.

Сущность и особенности подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста связан с неравномерным развитием психики и физиологии. В его процессе у личности происходит формирование потребностей и понятий, которые присущи для зрелого (взрослого) индивидуума. Здесь нет каких-либо механизмов удовлетворения новых потребностей по причине недостаточной морально-социальной зрелости.

В литературе нет информации об определённой дате начала подросткового кризиса, так как его наступление полностью относится к первоначальному уровню развития и окружающих условий (определенных знаковых ситуаций). Единственное, что может остаться общим – это то, что после того, как наступает кризисный период, всё становится существенно сложнее. Эволюция устроила все таким образом, что любой кризис (исключая самые ранние) протекает примерно одинаковое время. При этом именно подростковый кризис психологи считают наиболее тяжёлым. Это связано со столкновениями на достаточно остром уровне.

Статья: Особенности поведения и взаимоотношения учеников в подростковом кризисе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Если в периоды детства при переходе от одной стадии к другой просто сменяются социальные роли и усваиваются новые концепции поведения, то в случае перехода во взрослость проявляются следующие проблемы:

  • Самоопределение,
  • Поиск смысла жизни,
  • Поиск способов удовлетворения возникших новых потребностей.

Для всего перечисленного, как правило, отсутствует необходимый уровень ответственности и умение всё это реализовать. Особенно яркими в ситуации могут стать перепады настроения, рост агрессивности и потребность противостоять миру, отстаивая собственные убеждения, не задумываясь над их ролью и пользой.

Замечание 1

Кризис подростка обусловлен также гормональной перестройкой и процессом полового пробуждения. Все это, кроме нормального развития, представляет собой также стресс, отсутствие наработанных механизмов гармонизации собственного состояния, а иногда понимания, что именно происходит с телом.

«Особенности поведения и взаимоотношения учеников в подростковом кризисе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

У мальчиков подростковый кризис проходит тяжелее и ярче, чем у девочек. Это связано с определенными социальными требованиями к мужскому самоопределению. В случаях, в которых девушка может долго разбираться в самой себе (без достижения чего-то нового), от юноши общество будет требовать социальной и профессиональной реализации.

Особенности поведения ученика в ходе подросткового кризиса

Проблема подросткового кризиса в большей мере относится к особенностям психологии личности. Он представляет собой важнейший период нахождения собственной обособленности от влияния взрослых людей (в первую очередь, зависимости от родителей). Чем старше становится подросток, тем больше он отделяется, как в сфере физической зависимости, так и психологического мнения.

В более раннем возрасте хороший контакт с родителями был способен обеспечивать выживание. Это обусловлено тем, что даже самые умные и физически развитые дети не могли, как бы ни хотели, обеспечить себе жизнь. По мере получения знаний о мироустройстве и чувствования своей силы, проблема существования уже не так зависит от старших. Это предопределяет возможность появления своего мнения и даже противостояния.

Проявление критического мышления, следование последним веяниям и получение сведений о мире не только от родителей помогает формированию собственного мнения, которое не всегда совпадает со старшими. На фоне чувства своей силы и потребности в пространстве зарождаются постоянные скандалы и иные акции, сконцентрированные на получении автономии.

Именно в этот период появляются самые глубокие комплексы или создается адекватная самооценка, происходит развитие умения взаимодействовать с людьми или перехода в социальную изоляцию. Подросток смещает собственное внимание со всего на отношения. Дружба в этом случае становится важнее, чем учёба и достижения. Ради товарищей совершаются совершенно необдуманные и рискованные поступки.

Взаимоотношения подростков во время кризиса

Во взаимоотношениях подростка во время кризиса часто наступает первая серьезная влюбленность. Она способна менять психику и способы реакции, приоритеты и шаблоны на всю последующую жизнь. В дальнейшем еще будет много зрелых и глубоких отношений, но только первое чувство по причине своей трагичности остаётся в памяти до конца дней. Подросток не понимает, каким образом устанавливать отношения и что ждать от другого, поэтому чувство оказывает влияние на становление личности.

Кроме сепарации от и взаимодействия важно обнаружить своей пол не на уровне понимания (как это было в возрасте 4 года, когда девочки и мальчики начинают различать друг друга), а на уровне социального (культурного) взаимодействия. Гормональные всплески предопределяют возможность чувствовать себя мужчиной, отражая не только внешние, но и поведенческие отличия, а также определяя жизненные задачи.

Сложным во взаимоотношениях этот период считается не только для окружающих, которые считают, что милого ребёнка как будто подменили (многие родители в период кризиса начинают даже подозревать присутствие наркотиков и дурных компаний). Ребенок сталкивается с миром, которые представляет для него загадку. В нем нет нужных ориентиров, а присутствует лишь непонимание собственных эмоциональных и физических реакций. У подростков на регулярной основе возникает когнитивный диссонанс и потеря в ранее известных вещах.

В эмоциональной (психологической) сфере подростков присутствуют чувства сопротивления, страха и стыда. Сопротивление оказывается назиданиям взрослых, а стыд чаще всего напрямую связан с восприятием своего меняющегося тела. Страх сопровождает ребенка каждый день, поскольку детство (с его безответственностью и беспечностью) закончилось и каким образом дальше жить непонятно.

При нахождении в таких тяжёлых эмоционально условиях, у человека постоянно присутствует высокий уровень напряжения. Оно приводит к агрессии в адрес окружающих, опять же, потому, что ещё не произошла выработка адекватных моделей психологической трансформации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot