Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речь и мышление: сущность и особенности изучения

Определение 1

Мышление — это движение мысли, которое способно раскрывать связь, ведущую от отдельного к общему и от общего к отдельному. Оно представляет собой опосредованное отношение, основанное на раскрытии связей и отношений. Мышление помогает познавать объективную реальность.

Понятие и сущность речи в психологии

Важнейшее достижение эволюции человека, которое позволяет ему использовать прошлый и будущий общечеловеческий опыт, представляет собой речевое общение. Его развитие происходило на основании трудовой деятельности.

Речь является деятельностью общения, включая выражение, воздействие, сообщение. Она осуществляется с помощью языка, поскольку речь представляет собой язык в действии. Речь представляет собой форму существования сознания (мысли, чувства, переживания) для другого человека. Она служит средством общения с ним и является формой обобщенного отражения действительности или формой существования мышления.

Речь обладает тремя функциями:

  • Обозначение,
  • Обобщение,
  • Коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).

Функция обозначения отличает человеческую речь от коммуникаций животных. У людей со словами связано представление о предметах или явлениях. Взаимопонимание в ходе коммуникации основано на едином обозначении предметов и явлений, которые воспринимает говорящий человек.

Функцию обобщения подразумевает, что речь человека может обозначать не только отдельный предмет, но и целую группу одинаковых предметов. Она всегда представляет собой носителя их существенных признаков.

Третья функция речи состоит в коммуникации или передаче информации. В данной функции речи необходимо выделить три стороны: информационная, выразительная и волеизъявительная.

Информационная сторона может проявляться через передачу знаний. Она прямым образом связана с функцией обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи способствует передаче чувств и отношений говорящего лица к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона концентрируется на подчинении слушателя замыслу говорящего индивида.

«Речь и мышление: сущность и особенности изучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сущность и особенности мышления

Мышление помогает человеку в решении различного рода задачи, которые могут быть теоретическими и практическими. В соответствии с этим выделяется теоретическое и практическое мышление. Первое из них концентрируется на познании законов объективной реальности. Решение задач теоретического характера не предполагает быструю реализацию результатов в практической жизни.

Практическое мышление решает задачи, которые непосредственно вплетены в практическую деятельность. У человека чаще всего не хватает времени на размышления в сложных ситуациях, поэтому ему необходимо умение быстро находить верное решение и претворять его в реальную жизнь. Быстрый переход от решения к действию возможен при сильной воле и высокой стрессоустойчивости индивида.

В зависимости от степени развернутости и осознанности процесса решения задач принято рассматривать рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Рациональное мышление разворачивается во времени и обладает четко выраженными этапами. Оно в значительной степени представлено в рамках сознания. Интуитивное мышление имеет в основе принятие решения без логического анализа ситуации. Здесь нет осознания путей определения решения.

В процесс мышления в любом случае включаются эмоции. Они способны выполнять в мышлении разные функции. По данному критерию в психологии рассматривается реалистическое и аутистическое мышление. Целью первого из них является формирование точного и правильного отражения окружающего мира и определение истины.

При использовании аутистического мышления ход и содержание мысли начинают подчиняться желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием этого считается отсутствие чувствительности к противоречиям и ошибкам, нарушенный процесс обобщения. Аутистическое мышление характерно для детей, а у взрослого человека оно начинает проявляться при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

В мышлении отдельного индивида преобладает определённый вид мышления, чем можно определить его индивидуальный стиль. Он представляет собой систему способов решения задач в типичных условиях, характерную для конкретной личности. Человек стихийно или сознательно начинает выбирать виды деятельности, где он с помощью собственного мышления получает возможность достичь более высокого результата.

Исследование речи и мышления

В речи человек формулирует мысль, но, формулируя ее, он сплошь и рядом ее формирует. Речь здесь представляет собой нечто большее, чем внешний инструмент мысли. При создании речевой формы, происходит самостоятельное формирование мышления.

Рубинштейн подвел следующие итоги в этом отношении:

  • Речь и мышление — это не тождество и не разрыв понятий, а их диалектическое единство, которое включает различия, заостряющиеся в противоположностях;
  • В единстве мышления и речи в качестве ведущей структуры выступает мышление, а не речь (формалистические и идеалистические теории превращали, тем не менее, слово в «производящую причину» мышления);
  • Возникновение речи и мышления в единстве на базе общественной и трудовой практики.

В 1963 году была предложена стохастическая модель Дж. Миллера и Н. Хомского. Они основывались на том, что язык можно описать в качестве конечного числа состояний. Они полагали, что речь описывается как определенная последовательность элементов, в которой появление каждого нового элемента речевой цепи будет напрямую зависеть от наличия (вероятности) появления предыдущих структур.

Исследование речи и мышления происходило также с помощью такого направления, как трансформационно-генеративная грамматика. Н. Хомский продолжил развитие идеи З. Харриса. Он предлагает концепцию, названную трансформационной (трансформационно-генеративной) грамматикой. Эта теория претендовала в сове время на целостную модель описания языка, которая порождала грамматику языка.

В соответствии с данной теорией язык является не набором единиц языка, включая их классы, а механизмом, который создает правильные фразы. Синтаксис Хомским определялся в качестве учения, касающегося принципов и способов построения предложений.

Грамматика языка, по мнению ученого, заключается в особом механизме, который порождает совокупность грамматически правильных последовательностей и не порождает ни одной грамматически неправильной последовательности. Например, запомнить бессвязный набор слов (9 или 10) сложнее, чем осмысленную фразу, построенную грамматически правильно.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot