Воля – это способность человека принимать решения, осуществлять действия в соответствии с этими решениями, сознательно, а также целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение.
Особенности и структура волевого акта
Любая деятельность людей всегда будет сопровождаться конкретными действиями. Их можно разделить на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главным отличием произвольных действий от непроизвольных является то, что человек производит их с контролем сознания. Они требуют с его стороны соответствующих усилий, которые концентрируются на достижении сознательной и поставленной цели.
Совокупность отдельных действий, которые благодаря усилиям сознания направляются на регуляцию поведения, часто называются волевой регуляцией. Основная функция воли представлена сознательной регуляцией активности в трудных условиях. Ее основой становится взаимодействие между процессами возбуждения и торможения нервной системы. В зависимости от этого в качестве конкретизации указанной выше общей функции рассматриваются две другие: активизирующая и тормозящая.
Не любое действие, которое направлено на преодоление препятствий, называется волевым. Например, если человек убегает от собаки, то он способен преодолеть даже очень сложные препятствия (например, залезть на высокое дерево). Тем не менее, данные действия не считаются волевыми, так как они вызваны, в первую очередь, внешними причинами, а не внутренними человеческими установками.
Таким образом, важнейшая особенность волевых действий, которые направлены на преодоление препятствий, представлена осознанием роли поставленной цели. Чем более значимой она становится для человека, тем большее количество препятствий он способен преодолеть. По этой причине волевые действия различаются не только в соответствии с их сложностью, но и со степенью осознанности.
Обычно люди более-менее ясно осознают то, ради чего совершают определенные действия, знают цель, достичь которой они стремятся. Бывают же ситуации, в которых индивид осознает то, что он делает, но не способен объяснить, ради чего он это делает. Как правило, это происходит, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами (например, при испытании эмоционального возбуждения).
Волевые качества и их развитие у человека
Человеческая воля характеризуется определенными качествами. В первую очередь, выделяют силу воли в качестве обобщенной способности к преодолению значительных затруднений, которые появляются на пути к достижению поставленных целей. Чем серьезнее будет препятствие, которое преодолел человек на пути к поставленной цели, тем сильнее будет считаться его воля. Именно препятствия, которые преодолеваются благодаря волевым усилиям, становятся объективными показателями проявления силы воли.
В состав различных проявлений силы воли включены следующие черты личности:
- Самообладание и выдержка (умение сдерживать свои чувства при необходимости);
- Недопущение импульсивных и необдуманных действий;
- Умение владеть собой и заставлять себя выполнить задуманное;
- Умение воздержаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным неправильным.
Еще одна характеристика воли представлена целеустремленностью, которая является сознательной и активной направленностью личности для достижения соответствующего результата деятельности. Очень часто, рассматривая это качество, применяют такое понятие, настойчивость. Эти понятия практически тождественны, так как отражают стремление людей.
От настойчивости необходимо отличать упрямство, которое часто рассматривается в качестве негативного качества. Упрямый человек всегда будет стараться настаивать на своем, вне зависимости от нецелесообразности данного действия. По сути, упрямые люди не владеют собственной волей, так как не умеют управлять собой и своими желаниями.
Особенности развития воли
Формирование воли, как и большей части прочих высших психических процессов, происходит в ходе возрастного развития. Например, у новорожденных детей преобладающими являются рефлекторные движения, а также соответствующие инстинктивные действия. Волевые и осознанные действия проявятся значительно позже. Даже первые желания ребенка можно характеризовать большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга, очень часто нося неопределенный характер. Только к 4 году жизни желания могут приобретать более-менее устойчивый характер.
К четырем годам у ребенка впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, ребенок до двухлетнего возраста после некоторых колебаний делает выбор между несколькими вероятными действиями. Тем не менее, выбор, который осуществляется в соответствии с мотивами морального порядка, становится возможным только для детей не ранее конца третьего года жизни. Это может происходить только в том случае, когда они уже получают возможность контролировать собственное поведение. Для этого требуются, с одной стороны, достаточно высокая степень развития, а с другой – некоторое развитие моральных установок.
Развитие волевой регуляции поведения у человека производится в нескольких направлениях:
- Процесс преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные;
- Обретение контроля своего поведения;
- Формирование волевых качеств личности.
С точки зрения развития данные процессы начинаются с того момента жизни, когда дети овладевают речью и учатся пользоваться ею. Совершенствование волевой регуляции поведения у ребенка можно связать с его общим интеллектуальным развитием, когда появляется мотивационная и личностная рефлексия. По этой причине развивать и воспитывать волю у ребенка, оторвав этот процесс от общего психологического развития, почти невозможно. В противной ситуации вместо воли и настойчивости в качестве положительных и ценных личностных качеств возникнут и закрепятся их антиподы (например, упрямство и ригидность).