Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Воля как регулятор поведения. Волевые свойства личности

Все предметы / Психология / Воля как регулятор поведения. Волевые свойства личности
Определение 1

Воля — это осознанное регулирование индивидом собственного поведения и деятельности. Она выражается через умение преодолевать внешние и внутренние препятствия при осуществлении целенаправленных поступков и действий.

Понятие воли

Воля состоит в человеческой способности управлять своим поведением. С ее помощью индивид получает возможность мобилизовать все свои силы для достижения поставленных целей.

Существует определенное противоборство между исследователями в отношении проблемы воли. Одни из них предполагают, что воля представляет собой не только реальное, но и относительно самостоятельное психическое явление. Другие ученые указывают на то, что в реальности нет никакой воли. Данное понятие, по их мнению, является только конструктом, который обозначает достаточно разнородные явления.

Основная масса психологов рассматривает волю в качестве реального и самостоятельного психического явления. Такое понимание явления, которое существует вместе с разумом и эмоциями, можно встретить даже у древнегреческих философов. Еще Платон сравнивал жизнь человека с колесницей, в которую впрягаются 2 коня: чувство и воля.

Ум человека представляет собой характеристику сознания в соответствии с формами отражения объективной действительности. Чувства являются характеристикой того же сознания в зависимости от формы отношения к действительности. Воля же при этом считается характеристикой сознания, предусматривающей формы регулирования самой деятельности людей в реальности.

В. Э. Чудновский отмечал, что исследователи, взяв за основу трехчленную формулу (разум, чувства и волю), признают связь компонентов в той или иной степени с психическими свойствами личности. Тем не менее, эта связь не отслуживается в достаточной мере. В традиционном понимании волю характеризуют в качестве свойства, которое в большей или меньшей степени эмансипировано от личности в целом. Она выглядит как некий инструмент, благодаря которому человек реализует соответствующее поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

И. М. Сеченов, считающийся основателем материалистического понимания воли, рассматривал эту проблему не так прямолинейно. Он определял волю в качестве самостоятельного психического явления и ставил ее в один6 ряд с интеллектом и чувствами.

Воля как регулятор поведения человека

Воля помогает осуществлять самоуправление поведением. Это происходит благодаря сознанию, которое предполагает самостоятельность индивида не только в процессе принятия решений (так называемая «свобода воли»), но и в ходе инициации действий, включая их осуществление и контроль.

Основная суть воли представлена самостью, которая отличает произвольное управление от непроизвольного. Еще Аристотель обнаружил это качество, рассматривая произвольную регуляцию.

Одна из самых простых форм двигательных проявлений — это самопроизвольные движения. Они являются результатом разряда энергии, которая накопилась в ЦНС. Ребенок, который только родился, кричит и беспорядочно двигает руками и ножками. Данные движения считаются отчасти рефлекторными, так как вызваны внешними раздражителями. Отчасти же они самопроизвольны, поскольку накопившаяся энергия потребовала разряда, который выражен через движения.

Следующая ступень включает подражательные движения. Они представлены восприятием движений, которые совершаются другими живыми существами. Далее возникают двигательные импульсы, которые концентрируются на выполнении таких же движений. Этот тип движений всегда сознателен или, по крайней мере, полусознателен. Они классифицируются на следующие группы:

  • Произвольные,
  • Непроизвольные.

Высшая ступень состоит в сознательных произвольных движениях. Для них характерно отличие от остальных движений тем, что они включают новый элемент — волевое напряжение.

Волевые свойства личности

Волевые свойства личности включают:

  • Целеустремленность, которая проявляется благодаря умению ставить и достигать значимых для общества и человека целей;
  • Решительность, которая проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения (у человека нет сил побороть противоречивость мыслей и чувств и направить их в выбранное русло);
  • Настойчивость, которая проявляется благодаря способности долгое время концентрировать и контролировать поведение в зависимости от намеченной цели.

Есть люди, которые на первый взгляд могут показаться исключительно настойчивыми. При близком знакомстве с ними можно увидеть, что они просто проявляют такое качество, как упрямство. Упрямец способен признавать только собственное мнение и точку зрения. Он руководствуется ими в действиях и поступках, хотя они могут быть ошибочными.

Такое волевое свойство, как выдержка (самообладание) характеризуется способностью к сдерживанию психических и физических проявлений, которые могут помешать достичь цели. Самостоятельность представляет собой умение по своей инициативе осуществлять постановку целей, определяя способы ее достижения и на практике выполнять принятое решение.

Свойство воли, противоположное самостоятельности, представлено внушаемостью. Человек, который отличается внушаемостью, не может по своей инициативе начинать и завершать более или менее сложные волевые действия. Это качество проявляется в виде активности в той ситуации, когда человек получает указания, распоряжения или совет. Он быстро поддается влиянию другого.

В состав волевых свойств личности также включают смелость, отвагу, мужество, стойкость, дисциплинированность. Эти свойства в значительной мере можно считать индивидуальным сочетанием перечисленных выше волевых качеств.

Личность с высоким уровнем развития соответствующих волевых качеств справедливо называют человеком с сильной волей. Есть те, у кого очень низкий уровень развития волевых свойств. Такого человека называют слабовольным. Формирование воли в качестве регулятора поведения происходит в процессе жизнедеятельности. Первостепенную роль в развитии воли и волевых свойств играет повседневная регулярная трудовая деятельность.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис