Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие самосознания в подростковом возрасте

Определение 1

Самосознание личности – это осознание человеком самого себя. Благодаря ему человек осознает, что отличается от других людей и мира. Это восприятие своей цельности, уникальности и независимости. В состав компонентов самосознания входит понимание собственных потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов.

Особенности подросткового возраста

Традиционно в отечественной психологии подростковый возраст исследователи ограничивают возрастными рамками с 10-11 до 14-15 лет. Этот период совпадает с обучением в средних классах общеобразовательной школы. Многие ученые, вслед за Д. И. Фельдштейном, внутри подросткового возраста выделяют три подпериода:

  1. Младший подростковый возраст (10-11 лет);
  2. Средний подростковый возраст (12-13 лет);
  3. Старший подростковый возраст (14-15 лет).

Л. С. Выготский рассматривал самосознание как основное новообразование подросткового возраста. Ученый определял этот феномен в качестве социального сознания, которое переносится внутрь.

Л. И. Божович подчеркивает появление у подростков способности (потребности) к рефлексии. Дети хотят познавать самих себя как личность, которая обладает присущими ей качествами. Эти качества отличают человека от других людей.

Б. Г. Ананьев считал, что сознание подростка проходит через многие объекты отношений, при этом становясь объектом самосознания. Именно на этой стадии происходит интеграция и осмысление всей информации, которая относится к Я». По мнению Эриксона результат рефлексии представлен «обретением идентичности».

Центральный конфликт подростково-юношеского возраста представлен формированием идентичности, когда возникает противоречие между становлением идентичности и ее диффузией. Подростки начинают впервые задавать себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Зачем я живу?». Конфликты могут быть разрешены положительно при условии становления идентичности, оформления «Я» концепции. Отрицательное решение характерно для ситуаций, когда возникает диффузная, размытая идентичность. Ребенок не уверен в понимании собственного «Я» и не способен формулировать собственные цели и ценности.

«Развитие самосознания в подростковом возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование нового уровня самосознания в подростковом возрасте

Формирование нового уровня самосознания у подростков связано с общим психическим ростом в этом возрасте. На этот процесс влияет физическое и половое созревание, совершенствование интеллектуальных процессов, расширение социальных связей, «врастание» в культуру. Подростки меняются из-за смены содержания деятельности, общественного положения и структуры социальных ролей. В этом возрасте на развитие оказывают воздействие перемены в структуре общения и «значимых других», рост требований со стороны окружающих, появление интереса к самому себе.

Сущность и специфика самосознания подростка заключается в том, что впервые в развитии личности возникают акты самосознания. Они включают:

  • Самопознание,
  • Самонаблюдение,
  • Самоотношение,
  • Саморегуляцию.

В сфере самопознания у подростков осуществляется ряд изменений. В первую очередь это связано с развитием интеллекта, когда растет степень когнитивной сложности «образа Я». В этом процессе все больше качеств дети начинают осознавать, при этом увеличивается их обобщенность. Самоописания подростков, как и восприятие (описание) других становятся более психологическими, личностными. Для них присуща дифференцированность, сложность, избирательность, последовательность, интегрированность. В этом возрасте появляется гибкость и определенность в их использовании.

Ученые, анализируя генетические особенности самосознания, отметили, что процесс познания собственных качеств у подростка сохраняет ту же последовательность, что и познание качеств другого. Здесь сначала происходит выделение внешних (физических) характеристик, а затем качеств, которые связаны с выполнением соответствующей деятельности.

Образ «Я» у подростка становится все более обобщенным и устойчивым. У него возникает и постепенно увеличивается разграничение и противопоставление наличного и идеального «Я» с одновременным изменением удельного веса и значимости осознаваемых компонентов.

Для подростка характерен рост внутренней последовательности, цельности, устойчивости «образа Я». Однако, И. С. Кон подчеркивал, что в подростковом возрасте человек особо остро ощущает противоречивость и неупорядоченность своего «Я». Это связано с неопределенностью уровня притязаний или трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку.

Генезис самосознания подростка

Особенности подростковой стадии генезиса самосознания чаще всего рассматривают в единстве трех сторон (самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция). Здесь важно выделить в становлении каждого компонента самосознания два уровня.

На первом уровне происходит формирование осознания себя с помощью соотнесения субъектом себя с другими людьми (система «Я» - другие), а на втором — с помощью соотнесения с самим собой (система «Я» - «Я») На втором уровне человек начинает соотносить получаемую информацию со знаниями, которые у него уже имеются о самом себе. В этом процессе возникает обобщенный образ «Я» с усложнением способов изучения и анализа собственного мира (самопознание).

Самое большое число исследований посвящено динамике самооценки подростка, которая влияет на становление самосознания. Самооценка младшего подростка противоречива, недостаточно целостна и менее позитивна, чем у младшего школьника.

К концу подросткового периода можно говорить о формировании достаточно развитого самосознания, когда происходит переход от оценки, которая заимствуется от взрослых, к самооценке. В этом возрасте уже проявляется стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию. Способность ставить перспективные задачи начинает придавать новый смысл учебной деятельности, при этом осуществляется поворот к новым задачам.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot