Подходы к пониманию сущности самооценки
Самооценка – это представление человека о важности своей деятельности и своем месте среди других людей, а также оценивание собственных качеств, чувств, достоинств, недостатков, которые могут выражаться, как открыто, так и закрыто.
В становлении личности ребенка проблема самооценки, её возникновение и развитие, является центральной проблемой. Ещё в раннем детстве закладываются умения оценивать себя, а развитие и совершенствование этих умений идет в течение всего жизненного пути человека.
Самооценка – это особая степень в развитии самосознания, предпосылкой ее развития является осознание человеком самого себя, своих способностей, физических сил, мотивов, целей поведения, отношения к другим людям и к самому себе, а также оценочное к ним отношение.
Рисунок 1. Высокий уровень самооценки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своей психологической природе самооценка является сложным феноменом и выступает в качестве важной детерминанты всех видов деятельности и общения. Самооценка является очень важным личностным образованием и как фактор воспитания имеет кардинальное значение. В связи с этим вопросы целенаправленного её формирования приобретают особую значимость.
Вопросы, касающиеся самооценки, рассматриваются в работах психологов М.Н. Лисиной, И.С. Кона, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева и др.
Самооценка участвует в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, отражающая своеобразный внутренний мир человека. Психологи отводят самооценке ведущую роль в рамках исследования проблем самосознания, характеризуя её как стержень процесса. Оценочные функции самосознания тоже связывают с самооценкой.
А.И. Липкина и Р. Бернс видят в самооценке форму отношения к самому себе, суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя.
Оценка себя является сложной задачей и требует отбора, организации и интерпретации воспринимаемых фактов. Для ребенка самооценка является сложным продуктом сознательной деятельности и Б.Г. Ананьев считает, что исходные её формы – это прямое отражение оценок взрослых.
Когда самооценка наполняется новым содержанием с участием самого ребенка, тогда она становится подлинной.
Психологи способности оценивать самого себя, соотносят с различными феноменами, например, В. Столин – с самовыделением и принятием себя в расчет. Х. Хенхаузен считает, что эта способность приходит тогда, когда появляются представления о своих возможностях.
Прямое принятие оценок взрослых преодолевается с интеллектуальным развитием ребенка, когда начинается процесс опосредования их собственным знанием себя. Оценить что-либо из проявлений субъективного или объективного мира означает, определить свое отношение, установить для себя его значимость.
Одобрение или осуждение воспринимаемого явления, т.е. содержательная сторона оценки, определяется целым рядом факторов – взглядами личности и её социальной позицией, уровнем нравственного и интеллектуального развития, делами и условиями деятельности.
В процессе самооценки рефлексивным действиям принадлежит особая роль.
В реальной жизни человека самооценка функционирует на осознанном и неосознанном уровне и выступает условием и средством становления образа «Я» и «Я-концепция».
Развитие самооценки подростков
Возраст подростков к развитию самооценки считается сензитивным. Большая часть подростков начинает проводить оценку себя, сравнивает свое физическое развитие, внешние данные, интеллектуальные способности с аналогичными качествами своих сверстников или литературных героев.
Интерес к себе и размышления о себе – это особенности данного возраста.
Потребность в самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании имеет под собой почву и не возникает из пустого любопытства. Это не бесцельное самокопание, это моральная потребность сделать анализ своих достоинств и недостатков для того, чтобы понять, какие поступки правильные, а какие нет, чего необходимо добиваться. Этот процесс, сопровождающийся внутренними конфликтами, – длительный и сложный.
Становление самооценки в этом возрасте Д.И. Фельдштейн прослеживает во взаимосвязи с тремя стадиями развития подростка.
Первая стадия – «локально-капризная» Стремление к самостоятельности у 10-11 летнего ребенка проявляется в потребности признания его со стороны взрослых. Ребенку в этом возрасте свойственно своеобразное отношение к себе – 34% мальчиков и 26% девочек полностью дают себе отрицательные характеристики. Отрицательные и положительные черты отмечает у себя 70% детей, причем отрицательные черты являются у них преобладающими. Несмотря на это подростки испытывают острую потребность в самооценке с одной стороны, а с другой – переживают неумение оценить самого себя.
Вторая стадия получила условное название «правозначная». Это дети 12-13 лет, испытывающие потребность в общественном признании. Это возраст освоения своих обязанностей, а главное – прав в семье и в обществе. Начинает формироваться стремление к взрослости на уровне «Я могу» и «Я должен». Принимая себя, подросток сохраняет и ситуативно-отрицательное отношение к себе, которое зависит от оценок окружающих и, безусловно, от своих сверстников. Переживание недовольства собой и критическое отношение сопровождаются актуализацией потребностей в самоуважении и общем положительном отношении к себе как к личности.
Третья стадия – «утверждающе действенная». Это уже 14-15 летние подростки, у которых развивается готовность к функционированию в мире взрослых. Эта готовность проявляется стремлением применения своих возможностей, проявления себя и осознания своей социальной приобщенности.
На третьей стадии у подростков возникает более высокий уровень осознания своей позиции ответственного человека, который выполняет серьезную социальную роль. Эта самооценка будет уже «оперативной», определяющей отношение подростка к себе в настоящее время. Осознание своего «Я» подросток осуществляет в самооценке в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Психолого-педагогическая помощь подросткам в развитии самооценки
Для формирования адекватной самооценки подросток очень нуждается в помощи и поддержке других людей и, прежде всего, своих родителей.
Помочь ребенку обрести правильное самовосприятие является важной задачей родителей и педагогов.
В решении этого вопроса педагог-психолог может проводить:
- Непосредственную работу с подростком, главное направление которой – ориентация на личный потенциал подростка, его сильные и положительные стороны. Психолого-педагогическая поддержка подчеркивает значимость и индивидуальность каждого подростка;
- Работу с взрослым окружением подростка – это родители и педагоги. Главная задача педагога-психолога заключается в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка, в объединении усилий на его поддержку. Сформированное положительное отношение окружающих способствует развитию позитивных тенденций и у самого подростка. Это дает возможность строить работу с подростком по осознанию его собственных проблем, формирует заинтересованность быть не отверженным, а принятым в его ближайшем окружении.
Оказать помощь подростку в приобретении уверенности в себе могут и родители, причем различными способами. Одним из эффективных способов является обнаружение и развитие его сильных сторон и создания условий для их развития. Ребенок, чувствующий любовь, старается проявить себя ещё больше.
Педагог-психолог в работе с подростками может использовать ряд психодиагностических средств.
Неуверенность подростков в своих силах помогает выявить метод неоконченных предложений, который используется для диагностики неуверенности школьника в различных сферах.
Предложение необходимо закончить и как раз в окончаниях предложений проецируются эмоциональные переживания подростка.
Используется и метод рисунков, изучение которых помогает понять интересы и увлечения ребенка, его темперамент, переживания.
В арсенале педагога-психолога есть и методы психодиагностической работы с родителями – это, например, анкета «Наблюдение родителей за психофизическим состоянием ребенка после школы».
Анкета дает возможность определить наличие изменений в поведении ребенка, его самочувствии, питании и др. Или сочинение родителей об особенностях своего ребенка.
Психодиагностика ставит перед собой основную задачу – дать информацию об индивидуально-психических особенностях ребенка, которая будет полезна и ребенку и тем, кто с ним работает.
Формирование адекватной самооценки подростка может осуществляться на трех взаимовлияющих уровнях:
- перестройка самооценки и мотивации подростка;
- формирование у подростка необходимых навыков и умений, расширение функциональных и операционных его возможностей;
- обучение методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью.
Формирование адекватной самооценки будет успешным при создании щадящих условий в школе и в семье.
Неадекватная самооценка подростка может быть результатом психической травмы, стрессов и др. В этих случаях необходимо проводить психокоррекцию личностного развития подростка.