Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие речи в раннем детском возрасте

Все предметы / Психология / Развитие речи в раннем детском возрасте
Определение 1

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.

Определение 2

Речевое развитие ребенка - это процесс развития речи у ребенка с рождения до момента достижения им 4-х лет.

Общая характеристика речевого развития детей в раннем возрасте

Когда ребенок находится в раннем возрасте, он проживает особый период своей жизни. Он является таковым в связи с интенсивностью своего протекания и сложностью требующих решения задач. Именно на данном этапе следует знакомить ребенка с родной речью.

Примечательно, что способность к речи начинает формироваться у ребенка, еще находящегося в утробе матери (не появившегося на свет). Для того, чтобы у ребенка возникла речь, необходима нормально созревающая и функционирующая нервная система, однако данной биологической составляющей недостаточно для развития речевых навыков.

Так, речь относится к социальным функциям, что предполагает общение, произрастающее из взаимодействия с другими людьми.

В момент окончания первого года жизни, социум для ребенка становится совершенно другим. Теперь это не “слияние” его и взрослого, а два отдельных человека, и ребенок, в определенном смысле, становится самостоятельнее. В этот момент речь ребенка не имеет каких-либо постоянных значений, она состоит из многозначных, ситуативных слов, которые являются лишь обрывками слов, произносимых взрослыми.

Предлагается рассмотреть тенденции, которые прослеживаются в развитии речи:

  • приоритет пассивной речи над активной: в сознании ребенка существует больше слов, чем он способен произнести вслух (так, в год ребенок понимает примерно 50 слов, а в 1,5 года может их произнести);
  • в два года ребенок различает слова, которые имеют отличие в одном звуке, например, “мышка” и “мишка” (сначала ребенок учится слышать речь, а затем правильно произносить);
  • активная фаза речевой функции развивается достаточно интенсивно (первые слова, как правило, близкие взрослые люди - “мама”, “папа”);
  • в промежутке между 1,5 и 2,5 года происходит некий скачок в речи, связанный с увеличением запаса слов, тогда ребенок впервые пытается озвучивать предложения, строя цепочку из слов из 2-х или 3-х слов (к примеру, “мама дай”, “носки снять”, “каша еще”);
  • между 2 и 3 годом жизни дети на основе интуиции достигают понимания в области связи слов в предложениях, а затем начинают постепенно усваивать правильное построение своей речи;
  • когда наступает момент окончания раннего периода жизни ребенка, он уже обладает практически всеми языковыми конструкциями (используются части речи, а также различные виды предложений).

Готовые работы на аналогичную тему

В три года дети могут понять, о чем идет речь в простых стихотворениях и сказках. Они без труда запоминают легкие произведения и пересказывают их. Предпринимают попытки рассказать о предметах и впечатлениях, полученных ранее. Постепенно их речь превращается в отдельное средство общения ребенка с окружающими.

Особенности раннего развития детской речи

Ранний возраст в жизни ребенка является особенным временем, что предполагает наличие всех условий для начала знакомства с речью. Формирование речи вызывает перестройку работы всех психических процессов - мышления, восприятия, чувств. Она предполагает положительные изменения в воображении, сознании, поведении, образном и логическом мышлении.

На раннем этапе своего развития речь обладает некоторыми отличительными особенности, к которым относятся следующие:

  • речь развивается не только при общении ребенка с взрослыми, но и при взаимодействии с предметами, которые ребенок познает, изучая мир;
  • происходит становление активной речи, в последствии превращающейся для ребенка в средство общения со сверстниками и взрослыми;
  • появление описательной стороны в речи;
  • возникновение регулирующей речевой функции, отвечающей за выполнение ребенком требований взрослого;
  • ребенок начинает оказывать при помощи речи воздействие на взрослых и на себя;
  • формируется ситуативная речь;
  • возникает понимание ребенком произведений литературы, он начинает слушать рассказы взрослых, осознавать их содержание, что делает его опыт все более богатым и в дальнейшем способствует адаптации в социальной жизни;
  • малыш обретает опыт общения с окружающим его миром, обозначая лица, предметы, говоря о переживаниях, действиях, желаниях, предложениях и прочем.

Рекомендации по развитию речи в раннем детском возрасте

Работа по развитию у маленького ребенка речи рассматривается психиатрами в положительном ключе. При этом отмечается, что речь стоит развивать не только общаясь с ребенком, но и используя определенные виды упражнений.

Многие люди полагают, что упражнения стоит применять лишь в исключительных случаях, привлекая к этому логопеда. Однако, стоит отметить, что большинство проблемных речевых аспектов возникает при неправильном общении взрослых с ребенком. В результате “сюсюкания”, неправильного произношения слов, речь ребенка может формироваться неправильно.

Особенностью речевого развития детей является и то, что информация поглощается ими с огромной скоростью, что часто влечет за собой запоминание неправильно произнесенных слов. Дети с самого раннего детства обладают способностью хорошо воспринимать фонетику, поэтому первой рекомендацией для взрослых можно считать работу над построением своей речи, устранение в ней изъянов.

Взрослым необходимо не просто наладить общение с ребенком, но и оказывать стимулирующее воздействие на речь ребенка. Для того, чтобы это осуществить, стоит соблюдать определенные рекомендации, предложенные специалистами:

  • как можно чаще разговаривайте с ребенком в повседневной жизни, озвучивая намерения, действия и эмоции;
  • предлагайте ребенку прикасаться к предметам и материалам различных форм и размеров, так как доказанным является факт о положительном воздействии мелкой моторики на развитие речи;
  • дублируйте произносимые ребенком впервые слоги и звуки: ма-ма, па-па и др. - этим вы сможете вызвать у него интерес и установите “первый диалог”;
  • попытайтесь реагировать не только на мимику и жесты ребенка, которые говорят о его потребностях, но и подталкивайте его к тому, чтобы он назвал то, что хочет.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис