Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения

Общая характеристика эпох Средневековья и Возрождения

Эпоха Средневековья, которая длилась тысячи лет, не имеет четкой периодизации, однако ее начало связывают с падением римской империи в V в. н. э., а окончание этой эпохи определяют в рамках XVI или XVII в. Это период характеризуется резким падением уровня науки, культуры и образования, поэтому его еще называют «темные времена».

Основной особенностью развития психологической мысли для данного времени является изменение ее предмета с натуралистических концепций на богословские. Монастыри становятся пристанищем науки: в них хранятся и собираются книги, накопленные знания античности, в стенах монастырей обучают грамоте.

Главным авторитетом в рамках психологической мысли для данного периода является Аристотель, его учение о душе однобоко идеалистично (преимущественно акцентируется на разуме), перекладывается на почву христианского богословия.

Но противостояние идеализма и материализма для данного периода также характерно: наиболее яркими представителями материалистических концепций были арабские мыслители, которые активно занимались исследованиями психофизиологии ощущений, эмпирическими исследованиями представлений.

Однако XIII в. с развитием производственной сферы, увеличением ремесел и торговли, на смену феодализму приходит начало капитализма, а вместе с ним - начало культуры, науки и искусства. Так начинается эпоха Возрождения, которая характеризуется ярким акцентом на гуманизацию - интерес к человеку, его способностям, особенностям и качествам.

Эпоха Средневековья

Наиболее известной фигурой для данного времени является Августин или Аврелий Блаженны, он считал, что основу души формирует воля, все изменения, происходящие с человеком происходят благодаря волевой его активности. В силу такой идеи Блаженный Августин является основоположником концепции волюнтаризма.

Аврелий считал, что душа живет и движется в Боге, в душе заложено знание (о нравственности, счастье, благодати), которое не просто приобретается, а извлекается из нее посредством волевых усилий.

«Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Человек не может самостоятельно постичь эти знания, так как на заре своего развития человечество не сумело распорядиться данной ему свободой (в виде грехопадения Адама и Евы), и теперь человек должен ограничивать собственную свободу, направляя ее волей на постижение веры.

В период с VIII по XII в очень много психологических исследований проводилось на Востоке, и основные представители данной школы основывались на том, что исследования психики должны строиться не только на философских концепциях, но и естественно-научных, в частности - медицинских.

Значимый представитель этого направления - Ибн Аль-Хайсам, он сделал несколько важных открытий в области представлений и психофизиологии восприятия, в особенности зрительного восприятия, за основу которого он взял построение по законам оптики образа внешнего объекта.

Ибн Сина или Авиценна - арабский мыслитель, который выдвинул концепцию двух истин, одна из которых - вера, другая - знание. Эти две истины параллельны и независимы друг от друга: истина знания имеет право на свое собственное пространство, не входя в соприкосновение с истиной веры. Так Авиценна предложил две главные ветви в исследовании человека: религиозно-философскую и естественно-научную.

Ибн Рушд - еще один арабский представитель Средневековья: будучи врачом, он изучал строение человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия внешнего мира от свойств нервной системы.

Фома Аквинский - один из крупнейших представителей схоластики эпохи Средневековья. Фома считал, что психика (психическая жизнь) - это продукция души, которая реализует себя так: сперва она совершает акт познания, в результате чего формируется образ объекта, затем душа осознает, что ей произведен данный образ, и в конце она возвращается к самой себе, познавая саму себя как уникальную сущность. Такая концепция называется «замкнутым сознанием», которое является неотъемлемой сущностью всего живого. Душа - это форма материи, которая может выражаться в единичных ощущениях или результате работы интеллекта.

Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель, был критиком схоластики и считал, что есть только два способа познания: доказательный и опытный. Психика, по мнению Р. Бэкона, является одним из природных явлений, которые поддается опытной и экспериментальной, математической обработке. Ощущения являются одним из способов познания психики.

Эпоха Возрождения: основные идеи

Эпоха Возрождения - это важный период в развитии и становлении психологической науки. Предметом психологии в это время становится сознание. Начинают проводиться психологические исследования способностей, эмоциональной сферы, познавательной - закладываются основы дифференциальной психологии. Так или иначе, зарождается естественно-научная парадигма исследования человека.

Эпоха Возрождения говорит сама за себя - это период возвращения к идеям античности, что связано с возможностью более полного знакомства с литературой того времени, снижения роли догматов церкви.

В Италии первым, кто попытался выступить против традиций церкви: он отстаивал идею того, что в начале всего лежит природа, а не Бог, а человек является частью природы, а из этого следует, что и его душа также проявление природы, а не надприродная сущность.

С такой позицией определения души человека был согласен и другой мыслитель данной эпохи - Пьетро Помпонацци. Он считал, что душа - это земное и природное свойство человека, а психические явления - это результат работы нервной системы и мозга. Со смертью организма исчезают и все психические проявления.

Николай Кузанский - первый пантеист этого времени, считавший, что человек и есть Бог, микрокосм. Он отмечал, что процесс познания - бесконечное совершенствование человеческих знаний, среди которых выделял: чувственные, рассудочное, синтетическое (интеллект) и мистическое (интуитивное).

Его материалистические и пантеистические идеи развивал Джордано Бруно: он считал, что в основе всего материя, а человек - это отражение мира, микрокосм. Главным средством познания человека является разум.

Первый научно-учебный центр, созданный в рамках критики схоластов, был организован Бернардино Телезио, который развивал собственную систему взглядов, опираясь на стоические принципы. По его мнению, в основе всего лежит материя, а человек - есть результат развития природы, который, как и все живое, обладает психическим - духом. Дух - это захваченная материя, заключенная в мозгу, циркулирующая от мозга к периферии и обратно.

Сторонником Б. Телезио является Томмазо Кампанелла, который в своих трудах выводит такие психологические понятия, как память, понимание. умозаключение, желание, влечение. Он также является сенсуалистом и утверждает, что всякое познание строится на опыте и чувстве, однако оно дополняется рассудком, который объединяет чувственное восприятие и опыт.

Леонардо да Винчи - один из мастодонтов данной эпохи, он видел значимость науки в практической пользе человечеству, но вместе с тем и практический опыт важно научно осмысливать. Сочетание науки и практики - главный путь к истине. Да Винчи активно занимался вопросами биомеханики, анатомии, строения и работы двигательных систем.

В Испании также развивались гуманистические взгляды на индивидуальную природу человека: Хуан Луи Вивес являлся представителем опытного познания (сенсуализма), экспериментального метода и наблюдения, отрицая схоластику. В исследовании души считал главным вопрос не определение её сущности, а наблюдение индуктивных проявлений.

Его последователей является врач Хуан Уарте, который также был сторонником экспериментального и опытного изучения психики. Он предложил индуктивный метод познания, заложил основы дифференциальной психологии, предложив изучать индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к профессиональной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot