Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Охота на ведьм» как социокультурный феномен XVI-XVII вв.

Определение 1

Охота на ведьм — это преследование и уничтожение подозреваемых в колдовстве людей.

Особого размаха уголовное преследование ведьм и колдунов достигло в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков.

В католических государствах дела о колдовстве рассматривались особым церковным судом — инквизицией. В протестантских странах такие приговоры выносил светский суд. Распространены были случаи самосуда. Нередко при следствии по делам о колдовстве применялись пытки, а осуждённых часто приговаривали к смерти.

Охота на ведьм в XV—XVII века в Западной Европе

Упоминания о колдунах и ведьмах содержались ещё в раннехристианских текстах, но до XIII века веру в колдовство считали «языческим суеверием». В случаях, когда в судебных делах фигурировало колдовство, средневековое право интересовалось лишь доказуемыми актами причинения ущерба, в которых колдовство было случайной составляющей.

Концепции о людях, которых соблазнили демонические силы, стали появляться в эпоху «Высокого Средневековья». По утверждению Й. Хансена, преследование колдунов было подготовлено средневековой схоластикой и перенесено церковной инквизицией в практическую плоскость. Схоластическая демонология поднялась из средневековой теологии, занимавшейся изучением ересей, так как против еретиков нередко выдвигались обвинения в связях с дьяволом.

Согласно мнению историков, гонения на ведьм возникли в 1430-е годы в западно-альпийских областях — Дофине, Пьемонте, Савойе и Западной Швейцарии. По словам Й. Ханзена, проходившие здесь процессы против вальденсов стали связующим звеном между ведовством и еретичеством.

Поначалу практика гонений на ведьм встретила негативное отношение светских и церковных властей. В 1461 году бургундский герцог Филипп Добрый пресёк преследования ведьм в Аррасе, направив туда герольдмейстера Ордена Золотого руна Жана Лефевра де Сен-Реми и заставив университетских богословов из Лувена осудить беззаконие. В центральных областях Франции парламенты также не поощряли охоту на ведьм и присвоили себе исключительное право рассматривать ведовские дела, часто заканчивавшиеся оправданием обвиняемого. В Германии священники и епископы выпускали прокламации, прямо запрещавшие кого-либо обвинять в колдовстве. Однако с началом массовой истерии протестные голоса затихли.

««Охота на ведьм» как социокультурный феномен XVI-XVII вв.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1484 году папа римский Иннокентий VIII, поддавшись на увещевания автора «Молота ведьм» Генриха Инститора Крамера, издал буллу «Summis desiderantes affectibus», направленную против ведьм, ставшую причиной многих инквизиционных процессов в странах Европы. Значительную роль в ее распространении оказала «информационная революция», выраженная в изобретении книгопечатания.

Процессы над ведьмами, исходя из их интенсивности, следует разделить на три этапа:

  • 1585-1595 годы;
  • около 1630 года;
  • 1650-1660-е годы.

За это время прошло 100 тысяч процессов, и погибло 50 тысяч жертв. Больше жертв было в Германии, Швейцарии, Шотландии и Франции, в меньшей степени гонения затронули Англию и почти не затронула Испанию и Италию. Лишь несколько процессов было в Америке, из которых самым известным примером являются события в Салеме в 1692—1693 годах. Общей тенденцией можно отметить перемещение волн с запада на восток, поэтому на востоке Центральной Европы пик преследований ведьм был достигнут лишь около 1680 года. До середины XVIII века в Центральной Европе судили ведьм.

Особенно массовыми суды были на затронутых Реформацией территориях. В кальвинистских и лютеранских государствах появились собственные суровые законы о колдовстве. Однако и в германских католических государствах охота на ведьм была не менее жестокой. В Кёльне в 1627—1639 казнили около тысячи человек. Преследование ведьм высшей точки достигло во время Тридцатилетней войны, когда обе стороны обвиняли противника в колдовстве. Для обвиняемых в колдовстве существовали специальные тюрьмы.

По мнению ученых, число процессов над ведьмами в конце XVI века выросло из-за голода, экономического кризиса и роста социальной напряжённости, что было вызвано ухудшением климата и увеличением численности населения в течение века наряду с революцией цен. Войны, неурожаи, эпидемии сифилиса и чумы порождали панику и усиливали тягу людей искать тайные причины несчастий.

Причиной массовости процессов над ведьмами стала также передача дел о колдовстве в светские суды, что сделало их зависимыми от настроений местных правителей. Эпицентр ведовских процессов был либо в отдалённых провинциях, либо там, где центральная власть была слаба. В централизованных государствах с хорошо развитой административной структурой, охота на ведьм велась не так интенсивно, как в слабых и раздробленных государствах.

Интерпретации явления

Некоторые учёные «охоте на ведьм» отводят роль одного из пережитков «тёмного» Средневековья, которому противостояли приход Нового времени, и прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число демонологов были гуманистически образованными писателями и философами, юристами, профессорами и врачами.

Многие авторы в «охоте на ведьм» видят средство укрепления пошатнувшейся католической церкви. Высказывается мысль, что преследования ведьм и рост интереса к колдовству были спровоцированы самой инквизицией. Признавая, что католическая церковь за счёт «охоты на ведьм» могла попытаться укрепить позиции, нельзя согласиться с признанием этого фактора потому, что активное участие в «охоте на ведьм» принимали и протестанты.

Часть исследователей «охоту на ведьм» отождествляют с борьбой с пережитками язычества. Несмотря на то, что предлагаемые ими реконструкции дохристианских культов и их перенос в позднее средневековье выглядят недостаточно обоснованными, такие размышления не лишены рационального зерна. На протяжении Средневековья языческие реминисценции были характерны для «народного христианства», и церковь их никогда не приветствовала.

Некоторые исследователи в представлениях о ведьме видят отражение элементов традиционной женской субкультуры, искаженные в результате внешнего влияния.

Охота на ведьм рассматривалась историками как издержка модернизации, следствие стремительного прогресса, охватившего европейское общество в Новое время. Особый интерес вызывают воззрения исследователей, ищущих связь между развитием демонологии и средневековой народной культурой. В этом направлении работал медиевист А. Я. Гуревич, исходивший из факта, что культура масс и культура элиты к XV веку далеко разошлись между собой. «Книжная» культура стала казаться представителям элиты единственно возможной, а культуру простого народа они начинают воспринимать как антикультуру. Если первая оценивалась как ориентированная на Бога, то вторая, с их точки зрения, должна была быть «порождением Дьявола». В народном ведовстве, корнями уходящими в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение мировоззрения и образа жизни широких народных слоев. Расправа над «ведьмами» в этой связи могла быть использована для подавления народной культуры. Для этого необходимо было её «демонизировать». С этих позиций можно объяснить как начало гонений на ведьм, так и их прекращение: «охота на ведьм» затухает с изживанием средневековой массовой культуры.

В целом следует констатировать разнообразие гипотез, выдвигаемых историками и отсутствие консолидированной точки зрения на природу массовых гонений на ведьм. По словам А.Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено объяснения глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место в эпоху Возрождения». По словам Ю. Ф. Игиной, нельзя в принципе найти одну причину начала охоты на ведьм, а позднесредневековое общество следует рассматривать «как организм, в котором элементы взаимодействуют в системе прямых и обратных связей, исключающей возможность нахождения одного фактора, способного определять историческое развитие».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot