Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
В. Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательные и бессознательный слой).
Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
В этой теории учитывается роль наследственности и среды в психическом развитии.
Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом, игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание игры задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретной деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Рисунок 1. «Теория Штерна»
Теория развития личности по Петровскому
Рассмотрим формирование личности по А. В. Петровскому.
- Ранний детский возраст (0 – 3 года). Семья выступает в роли просоциальной организации.
- Детсадовское детство (3 – 7 лет). Результаты данного уровня
- Адаптация на уровне освоения простых навыков,
- Индивидуализация – противопоставление себя окружающим,
- Интегррация.
Рисунок 2. «Теория А. В. Петровского»
Процессы, которые определяют развитие личности:
- Адаптация – присвоение социально типического в человеке. Присвоение индивидуальных социальных норм и ценностей.
- Индивидуализация – становление индивидуальностью. Выявление собственных способностей.
- Интеграция – становление всеобщего в личности. Изменение жизнедеятельности других людей.
Теория развития психики по А. Валлону
А. Валлон выделил следующую периодизацию возрастного развития.
- Внутриутробная жизнь. Полная зависимость зародыша от матери.
- Моторная импульсивность (0 – 6 мес.).
- Эмоциональность (6 мес. – 1 год): отношения с окружающими.
- Сенсомоторная стадия (1 – 3 года): интерес к внешнему миру, выходящий за пределы отношений с близкими взрослыми.
- Персонализм (3 – 5 лет). Возникновение чувства «Я».
- Различение (6 – 11 лет). Осознание своего статуса.
- Половое созревание.
Рисунок 3. «Теория развития психики А. Валлона»