Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Рассмотрим основные аспекты психоаналитического направления, а также стадии психосексуального развития в соответствии с концепцией З. Фрейда.

Краткая характеристика направления

Представители психоаналитического направления: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.

Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).

Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание - Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

Структура личности по З. Фрейду

Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

Психоаналитическая теория психического развития

Теория была создана в начале 20 века.

Движущие силы психического развития – врожденные бессознательные инстинкты.

В основе психического развития лежат эмоции.

Выделяется два инстинкта:

  1. Инстинкт жизни (либидо)
  2. Инстинкт смерти (танатос).

Инстинкты в теории З. Фрейда

Рисунок 2. «Инстинкты в теории З. Фрейда»

Стадии развития

  1. Оральная стадия (от рождения до года). Здесь источником удовольствия выступает рот. Результаты данной стадии:
  • Оптимистичное мировоззрение, независимость;
  • Пессимистичное мировоззрение, жадность, требовательность, неудовлетворенность, зависимость.
  • Анальная стадия (от одного года до трех лет). В этой стадии отмечаются первые формы саморегуляции (приучение к туалету). Результаты данной стадии:
    • Аккуратность, великодушие, гибкость мышления;
    • Негативизм, анархичность в поведении, зацикленность на гигиене.
  • Фаллическая (от трех до пяти лет). Основой данного стадии является конфликт «Эдипова комплекса» или «комплекса Электры». На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.
  • Латентная (от пяти до двенадцати лет). Период сексуального затишья. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.
  • Генитальная (от двенадцати до восемнадцати лет). Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
  • Стадии психосексуального развития

    Рисунок 3. «Стадии психосексуального развития»

    Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot