Уровни психического развития ребенка
Рассматривая состояние психологической науки, Л.С. Выготский отмечал, что для нее до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии проблема личности и ее развития. И далее:
Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Для того, чтобы понять его сущность, рассмотрим, как Л. С. Выготский разделяет понятия обучения и развития.
1. Обучение – это внутренне необходимый момент в определенной точке развития ребенка не только природных, но и культурно-исторических особенностей человека.
2. Развитие представляет собой процесс, у которого существует особая внутренняя логика; также в нем возникают совершенно новые качества, которых не было на предыдущих этапах развития ребенка.
Понятие зоны ближайшего развития Л. С. Выготский ввел для объяснения связи между обучением и развитием. Зона ближайшего развития ребенка опосредуется с помощью различных задач, которые решает ребенок самостоятельно или с помощью взрослого. Известно, что на определенных этапах развития ребенок может решать некие задачи только с помощью взрослого. Именно эти задания и составляют зону его ближайшего развития, так как с течением времени ребенок сможет решать их самостоятельно.
Далее Л. С. Выготский показывает, каким образом обучение и развитие способствуют становлению уровней психического развития. Выделяется два уровня психического развития – зона ближайшего развития и уровень актуального развития.
- Обучение – социально, это внешняя форма психических процессов, оно составляет основу ЗБР.
- Развитие – это внутренняя форма психических процессов; оно лежит в основе уровня актуального развития.
Уровни психического развития ребенка (УАР и ЗБР) по Л. С. Выготскому более подробно отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. «Уровни психического развития по Л. С. Выготскому»
Периодизация психического развития
Л. С. Выготский различал два основных типа возрастных периодов, которые последовательно сменяют друг друга:
- Стабильный период (развитие совершается медленно и постепенно),
- Критический период (развитие бурное и стремительное).
Далее рассмотрим непосредственно периодизацию психического развития по Л. С. Выготскому.
- Кризис новорожденности
- Младенчество
- Кризис 1-го года жизни
- Раннее детство
- Кризис 3-х лет
- Дошкольный возраст
- Кризис 7-ми лет
- Школьный возраст
- Кризис 13-ти лет
- Пубертатный возраст
- Кризис 17 лет
Законы детского психического развития (по Л.С. Выготскому)
Рисунок 2. «Законы психического развития»