Основы создания концепции психического развития по Д. Б. Эльконину
Д. Б. Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Д. Б. Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности.
Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство.
Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума.
Основные положения в концепции психического развития по Д. Б. Эльконину
- все виды детской деятельности являются общественными по своей форме, содержанию и происхождению;
- присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит только деятельностный характер.
- Условие – рост и созревание организма
- Среда идеальной формы. Здесь имеется в виду то, к чему развитие должно прийти в конце своего пути.
- Усвоение
- Противоречие между усвоением общественной и предметной стороны действий как движущая сила развития.
- Мотивационно-потребностная сфера.
- Операционно-технические возможности.
Периодизация возрастного развития
Раннее детство- Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
- Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).
- Кризис трех лет; дошкольный возраст,
- Кризис семи лет; младший школьный возраст,
- Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
- Кризис 15 лет; ранняя юность.
- Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
- Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.
Более подробно данные системы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»
Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину»
Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.
Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее.
Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.