Подростковый возраст – это период развития человека, приходящий на смену детству и предшествующий юности, нижняя возрастная граница которого – 11 лет, а верхняя – 15 лет. Изменения, которые происходят в этот период, включают физиологические, психологические и социальные трансформации.
Особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте
Развитие познавательных процессов, включая совершенствование интеллекта, в подростковом и юношеском возрасте рассматривается с двух сторон. Так, изменения количественного характера проявляются в том, что подростки решают интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем дети в младшем школьном возрасте. Качественные изменения отражают перемены и сдвиги в структуре мыслительных процессов. Становится важным не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это осуществляет. Самые значимые перемены в структуре психических познавательных процессов присущи для лиц, достигших подросткового возраста. Они наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
У подростка в большей степени развивается теоретическое мышление. Те операции, которые были приобретены в младшем школьном возрасте, становятся формально-логическими. Подростки в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретной и наглядной информации, начиная рассуждать в чисто словесном плане. На основании общих предпосылок они уже могут выстраивать гипотезы, проверяя или опровергая их. Это свидетельствует о приоритетном развитии у них логического мышления.
У ребенка, который достигает подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами в процессе решения интеллектуальных задач. Он, сталкиваясь с необходимостью решить новую задачу, как правило, будет стремиться использовать разнообразные подходы к ее решению. Здесь можно наблюдать попытки определить наиболее эффективный из них.
Способности подростка в познавательной сфере проявляются не сами по себе. Их формирование и развитие осуществляется в процессе школьного обучения, когда ребенок овладевает знаковыми системами, которые приняты во многих современных научных направлениях. В подростковом возрасте более активно совершенствуется логическая память, быстро достигая того уровня, при котором человек переходит преимущественно только к ее использованию.
Развитие памяти подростка
У подростка доминирует использование логической памяти, при этом замедляется развитие механической памяти. Этот процесс приводит к возникновению некоторых явлений отрицательного характера. Например, по причине появления в школе многих новых учебных предметов существенно растет количество поступающей информации, которую должен запомнить подросток.
В подростковый период наблюдается значимый сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. В первую очередь это касается изменения отношения между памятью и мышлением. Эксперименты показывают, что на этой стадии подростковое мышление предопределяет аспекты работы памяти.
Развитие памяти прямым образом связано с интеллектуализацией. Так, у младшего школьника мышление действует благодаря памяти (на основе конкретных примеров). У подростка же память работает через мышление (происходит запоминание на основе обдумывания). Такой метод, как заучивание с помощью многократного повторения, становится в этом возрасте низко продуктивным и непопулярным.
Развитие внимания, речи и воображения подростка
Развитие внимания подростка связано с особенностью учебного материала. Например, в процессе пояснения теорем, правил или законов большое значение имеет концентрация. Если школьник даже немного отвлечется, то он потеряет ход мысли. Каждый момент пояснения предполагает удержание логики предшествующих рассуждений. Лишь в этом случае все доказательство становится понятным.
В качестве показателя развития выступает умение долгое время удерживать внимание на материале, который имеет отвлеченный, логически организованный характер. Здесь важно умение мысленно активно включаться в объяснение, отслеживая логику доказательства и отмечая для себя основные моменты. Внимание в этом случае отличается активностью. Этим способны овладеть не все учащиеся подростки, при этом даже самые внимательные из них концентрируются не более 15-20 минут.
У подростка усиливается распределение внимания. Теперь он может решать задачу и тихонько напевать, читать книгу под партой, чутко отслеживая ситуацию в классе. Он, мечтая о далеких странствиях, способен изображать внимательного слушателя. Это объясняется тем, что происходит разделение внутренней внимательности и внешнего ее выражения.
Учебными занятиями предъявляются высокие требования к распределению внимания. Например, в математике, где примеры достаточно сложные, школьники при выполнении действий иногда не замечают степень или не раскрывают скобку (не меняют знак). Внимание к смыслу и порядку изложения чаще всего снижает уровень грамотности.
В основе учебной деятельности лежит рефлексия и требования к самоконтролю. По этой причине осуществляется развитие всех свойств внимания. Но это возможно только в случае развития учебной мотивации и появления желания успешно учиться.
Развитие речи подростка связано с тем, что изучаемый материал начинает давать обилие новых терминов-понятий, обогащая словарный запас. Учебники и книги включают образцы грамотной и логически выстроенной речи. Подростки уже избегают «зубрежки», при этом, не умея еще рассказать своими словами.
Воображение подростка начинает активно включаться в процесс познания, обеспечивая личностное принятие учебного содержания. Характерно, что в средней школе усвоение больших объемов учебного материала происходит на основе воображения.
Воображение играет роль в следующих случаях:
- Чтение литературных произведений,
- Осуществление исторических и географических описаний,
- Описание содержания математических и физических задач и др.