Познавательная сфера - это совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, ощущение, мышление, память и воображение.
Игровая деятельность - это многогранный процесс, выступающий в качестве метода обучения и воспитания детей.
Особенности игровой деятельности
Для выполнения целей воспитания и обучения дошкольников особое значение приобретает игровая деятельность. Во время игры дети у детей появляется все больше новых знаний об окружающих их предметах и явлениях. Помимо этого, игра способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, мышление, внимание, активность, воображение. Положительно влияет на психическое и эмоциональное состояние детей-дошкольников.
Для выполнения поставленных воспитательных задач следует применять и направлять в нужное русло возникающую у детей потребность к игре, а также поощрять их игровую деятельность.
Когда ребенок находится в возрасте дошкольника, он представлен как юный исследователь, с удивлением и восторгом познающий все находящееся вокруг него. Его действия, как правило, активны, и воспитателям не стоит этому препятствовать, стараясь, наоборот, поспособствовать будущему развитию ребенка.
В игровую деятельность входят следующие элементы:
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- театрализованные игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Деятельность, которая в данный момент времени значима и интересна ребенку, в дальнейшем способна стать основой его успешного развития, воплощения способностей и творческих навыков.
Педагогические и психологические условия игровой деятельности дошкольников
Безусловно, развитие познавательных способностей дошкольников, является неотъемлемой частью их воспитательного процесса и обучения. Для того, чтобы такое развитие протекало лучше и быстрее, стоит создать определенные условия игровой деятельности, которые будут отвечать определенным психологическим и педагогическим требованиям:
- игра должна иметь определенную цель;
- обогащение предметами пространства в окружающей детей среде;
- создание успешной ситуации;
- проведение совместных исследований и экспериментов;
- применение определенных сравнений, инструментов, методов, образов и описаний, помогающих осознать и прочувствовать информацию, которая приобретается в ходе игры, сделать выводы, запомнить понятия;
- сделать ребенка главным субъектом игры, что влечет за собой применение всех его умственных способностей;
- проводить игры, которые раскрывают потенциал каждого дошкольника, и характеризуют их умственные действия;
- предоставлять время для самостоятельной игры всем детям.
Роль воспитателя в игровой деятельности дошкольников
Под чутким присмотром воспитателя, ребенок учится стоить простые игровые сюжеты, включающие в себя цепочку идущих в определенном порядке действий. В дальнейшем игра приобретает все более сложный характер, превращаясь из отображающей в сюжетно-ролевую. Такая игра способствует усвоению информации о свойствах и назначении предметов, пониманию логики обычных ситуаций, происходящих в повседневной жизни (например, накормить куклу, искупать слоненка и пр.). Подобные игры направлены на выражение ребенком своих внутренних чувств и эмоций, что в будущем позитивно влияет на способность преодоления им проблем и затруднительных ситуаций в жизни.
Воспитателям важно обучать дошкольников игровым диалогам. Сначала такие диалоги используются при общении ребенка с воспитателем, а затем с другими дошкольниками. При этом воспитателю необходимо поддерживать моменты, когда ребенок дружественно относится к другим в момент игры.
В определенных случаях, ребенок может не идти на контакт с другими дошкольниками в процессе игры. Задача воспитателя - постепенно включить этого ребенка в игру, начиная с парной игры: воспитатель - ребенок, а позже предложить ему включиться в игру со сверстниками. При этом важно отмечать игровой интерес ребенка и его особенности личности.
Также воспитателю необходимо оказывать детям поддержку и поощрять в самостоятельности в играх.
Нельзя отрицать значимости подвижных игр в ходе воспитательного процесса, так как они формируют первичные проявления воли детей, а также закладывают навыки в части свободного поведения.
Правильная организация и постоянные изменения в пространственно-предметной среде служат базой для проявления детьми творческого потенциала. Воспитателю важно с умом подобрать те игры и игрушки, которые будут соответствовать потребностям и возрасту детей. Необходимо также следить за динамичным обновлением игровых предметов, проверять наличие материалов для игр, обращать внимание на самодельные игры детей, создавать позитивный настрой к игровой деятельности в ходе всего дня, пока дети находятся в детском саду.
Воспитатель может предложить дошкольникам различные виды игр, совмещая их с повседневным режимом ДОУ:
- игры во время приема пищи: посчитать, сколько детей сидят за столом, а затем разложить приборы;
- игры во время одевания для похода на прогулку: определить самые большие и самые маленькие туфли; классифицировать детей по типу их верхней одежды и т. д.;
- игры во время прогулки: собрать и разделить осенние листья по цветам (зеленые, желтые, красные); тренировать счет, считая лопатки и ведра в песочнице, цветы, листья и пр.; предлагать наблюдение за проезжими машинами, определяя их цветовую гамму, форму, скорость и направление, в котором они двигаются; обсуждать, наблюдая за небом, какой формы, цвета солнце, облака или тучи, проследить за их направлением движения; предлагать подвижные игры, имеющие математический уклон; применять постоянно упражнения для пальчиков;
- игры после дневного сна: когда дети застилают кровать, указывать на форму подушек и одеяла; во время расчесывания определить у кого самые длинные, а у кого самые короткие волосы.