В дошкольном возрасте память играет особую роль, поскольку этот момент жизни характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Ребенок в этот период активно использует непроизвольную память, в это время начинает развиваться произвольность внимания.
Память
Память – это свойство человеческого сознания, возобновление в сознании тех образов, которые когда-то произвели впечатление. Без участия памяти не может обойтись ни одна психическая функция.
Память являет собой форму психического отражения опыта и лежит в основе личного опыта, обучения и воспитания, приобретения знаний, формирования навыков.
Наиболее благоприятным возрастом для развития памяти является дошкольное детство. Лев Семенович Выготский считал, что память является доминирующей функцией и проходит большой путь в становлении.
Развитие памяти
Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации. На протяжении этого периода в памяти ребенка происходят значимые изменения. Развитие памяти определяет непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, усложнение межличностных отношений.
В 2-4 года доминирует механическое запоминание, ребенок начинает осваивать логику, учится запоминать различные сложные слова, а также усваивает основные двигательные навыки.
В 4-6 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания. Оно осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.
Виды памяти
К таковым относятся:
- Двигательная – информация запоминается с последующим воспроизведением различных движений, начиная от простых, заканчивая сложными действиями. При таком виде памяти младенец учится переворачиваться, сидеть, ходить, писать, играть и т.д.
- Образная (зрительная) – информация запоминается в виде определенных образов, запахов. При таком развитом виде памяти человек может описывать воспринимаемые ранее образы детально. Часто такая память бывает у детей дошкольного и школьного возраста.
- Эмоциональная – при таком виде памяти человек сохраняет переживания, чувства и эмоции.
- Словесно-логическая память характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам.
Также память может быть:
- кратковременной (есть у каждого человека),
- долговременной (самая важная в становлении человека как личности, каждый человек накапливает свой жизненный опыт);
- оперативной (нужна для обеспечения деятельности, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память).
Непосредственно по характеру цели память подразделяется на:
- произвольную (возникает, когда человек затрачивает некоторые усилия для запоминания необходимой информации);
- непроизвольную (возникает, когда человек не прикладывает усилий для запоминания информации).
Память в зависимости от способа запоминания подразделяется на:
- смысловую (установление связей между объектами);
- механическую (многократное повторение без установления смысла между объектами).
Образная память остается ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Дошкольник активно знакомится с окружающим миром, получает объем информации, впечатлений, требующих обобщения. В дошкольном возрасте память опережает мышление, недостатки в восприятии. Единая смысловая основа опыта дошкольника приводит к фрагментарности, разорванности отдельных образов.
На протяжении дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии памяти у детей:
- Объем памяти увеличивается;
- Представления о предметах и явлениях становятся осмысленными и четкими, носят обобщенный характер;
- Связность и системность представлений;
- Подвижность образов, их использование в разных видах деятельности;
- Управление осмысленными представлениями.
Непроизвольная память
В основном память дошкольника носит непроизвольный характер. Чаще ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания, оно осуществляется в деятельности и зависит от характера личности. Дошкольник запоминает то, на что обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление.
Непроизвольное запоминание предметов и слов зависит от активного действия ребенка по отношению к ним – как он воспринимает их, обдумывает, группирует. При рассматривании картинок, иллюстраций ребенок запоминает хуже, чем при просьбе разложить их по определенным местам, распределить.
Так, у младших школьников единственная форма работы памяти – это непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Поскольку он еще не может поставить перед собой цель – запомнить или вспомнить что-либо.
Произвольная память
Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных задач на запоминание и припоминание. Каждый день в игровой или бытовой деятельности ребенок опирается на усвоенные им способы действия с предметами, использует приобретенные знания, умения и навыки.
Произвольная память складывается в возрасте 4-5 лет. Благоприятными условиями ее развития являются условия игры, когда запоминание является эффективным способом успешного выполнения задачи.
В памяти дошкольника важным моментом выступает появление личных воспоминаний. В воспоминаниях отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи, межличностные отношения.
Произвольное запоминание бывает:
- механическим (главное в дошкольном возрасте, при повторении вслух и про себя дети лучше запоминают информацию);
- логическим (его развитие очень важно при дальнейшем формировании личности ребенка).
Таким образом, память занимает особое место среди познавательных психических процессов. С возрастом память изменяется и поддается тренировке. Успешность развития памяти зависит от степени завершенности действий запоминания, интересов личности, эмоционального настроя, волевых качеств.
Отличительная черта детской памяти – наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала – образные и эмоциональные описания. Так, память – это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.