Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста

Все предметы / Психология / Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста
Определение 1

Память — это одна из важнейших психических функций человека. Ее предназначение заключается в сохранении, накоплении и воспроизведении информации.

Особенности логической памяти

Логическая или вербальная память выражена через запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, категорий, словесных формулировок и понятий. Словесно-логическая память представляет собой память на слова, тексты, формулы, включая логическую последовательность определенных действий. За нее отвечает левое полушарие.

По мнению учёных, логическая память является основной по отношению к другим видам памяти. От развития этого типа памяти будет зависеть формирование и особенности всех других видов памяти. Ребенок с развитой логической памятью отлично запоминает текст, воссоздает причинно-следственную связь.

Развитая логическая память предполагает владение мыслительными операциями анализа, сравнения и классификации. Человек может пользоваться такими видами умозаключений как индукция (переход от частного к общему) и дедукция (переход от общего к частному).

Еще один важный признак развитой логической памяти представлен тем, что ею обладают только люди, тогда как другие виды памяти (например, эмоциональная, образная, двигательная) встречаются и у животных. С детства люди используют словесно-логическую память тогда, когда им не нужно сохранять в памяти точные фразы и выражения. Для этого будет достаточно запоминания только смысла.

Логическую память используют в случаях, когда происходит заучивание мыслей для того, чтобы в памяти сохранялась точная информация. Исследователи отмечают, что в качестве объекта вербальной памяти выступает вербальный материал. Существование логической памяти основано на общении людей друг с другом, поскольку опора здесь представлена внутренней речью.

Определение 2

Логическая память — это очень важный психологический процесс, без которого невозможно развитие коммуникативных навыков. Исследования показали, что логическая память отличается от механической памяти тем, что она концентрируется на запоминании не внешних форм, а самого смысла изучаемого материала.

Готовые работы на аналогичную тему

Для логической памяти характерна предварительная работа мышления. В этом процессе учебный материал необходимо запоминать, подвергать анализу, расчленять на составляющие элементы. Среди них выделяют самые важные и существенные. Далее необходимо выяснить, в какой связи данные элементы находятся друг с другом. Таким образом, происходит познание самой сути материала, который подлежит запоминанию. Логической памяти принадлежит основное значение в усвоении знаний детьми в ходе обучения.

Развитие логической памяти

Если говорить о развитии логической памяти в онтогенезе, то важно отметить, что вербальная память, как правило, выступает в качестве памяти-повторения. Здесь повторение можно считать не только выражением памяти, но и ее упражнением. То, что многократно повторяется, лучше запоминается. По этой причине данная стадия развития называется в школе упражнением этой памяти.

В онтогенезе развитие логической памяти начинается в дошкольном возрасте. Тогда ребенок, будучи еще неграмотным, то и дело повторяет слова и рассказы окружающих людей. Они часто поражаются знанием наизусть многих сказок и стихов. Ребенок в дошкольном возрасте может подолгу слушать бесконечно одну и ту же сказку, копирует речь других, начиная с интонации и заканчивая содержанием фраз.

Научиться говорить – это значит также привыкнуть говорить определенным образом. Это происходит не только с помощью определенных слов и определенных грамматических форм, но и через соответствующие сочетания слов, определенные фразы. Это считается верным для онтогенеза и для филогенеза.

В онтогенезе собственное развитие логическая память может приобретать особенное развитие у ребенка, начиная со второго года жизни. Далее ее развитие происходит в процессе всего дошкольного возраста. С помощью того, каким образом дети повторяют некоторые фразы за близкими людьми, не осознавая их, происходит формирование механической памяти. Со временем она начинает сливаться со смысловой.

В ходе развития логической памяти ребенок начинает использовать знакомые слова и фразы. Постепенно он делает это самостоятельно и начинает их осмысливать. В этом случае во многом важное значение имеет речь взрослых, фразы которых дошкольник запоминает и повторяет.

Практически все дети любят слушать сказки, которые читают им взрослые. Они даже могут расстраиваться, когда привычный им текст взрослые заменяют на какие-либо другие слова, нарушая привычный порядок текста. Развитие памяти у дошкольника — это надежный предиктор успеха в целом перечне областей:

  • Владение родным языком,
  • Владение математикой,
  • Способность понимать и осваивать различные области знаний и учебные дисциплины.

Исследования показали, что индивидуальные различия памяти помогают объяснить от 1/3 до ½ всех индивидуальных различий, свойственных для общего интеллекта ребенка.

Особенности логической памяти у дошкольников

В дошкольном возрасте главный вид памяти представлен образной памятью. Ее развитие и перестройка в большей степени относится к изменениям, которые происходят в разных областях психической жизни ребенка. Прежде всего, это касается познавательных процессов, включающих восприятие и мышление.

В старшем дошкольном возрасте в первую очередь начинает развиваться словесно-логическая память. Ребенок от 6 до 7 лет уже способен свободно пользоваться словами для установки смысловых связей в процессе запоминания. С помощью слов он начинает группировать, относя слово к некоторой категории предметов или явлений (с установлением логической связи). Все это влияет на рост объема запоминаемого материала.

Огромное значение в росте продуктивности запоминания у старших дошкольников имеет то, что к 6-7-летнему возрасту представления детей об окружающем мире приходят в систему. Важнейшей для детей старшего дошкольного возраста становится взаимосвязь, возникающая между развитием памяти и успехом подготовки к поступлению на учебу.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис