Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте память играет особую роль, поскольку этот момент жизни характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Ребенок в этот период активно использует непроизвольную память, в это время начинает развиваться произвольность внимания.

Память

Память – это свойство человеческого сознания, возобновление в сознании тех образов, которые когда-то произвели впечатление. Без участия памяти не может обойтись ни одна психическая функция.

Определение 1

Память являет собой форму психического отражения опыта и лежит в основе личного опыта, обучения и воспитания, приобретения знаний, формирования навыков.

Наиболее благоприятным возрастом для развития памяти является дошкольное детство. Лев Семенович Выготский считал, что память является доминирующей функцией и проходит большой путь в становлении.

Развитие памяти

Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации. На протяжении этого периода в памяти ребенка происходят значимые изменения. Развитие памяти определяет непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, усложнение межличностных отношений.

В 2-4 года доминирует механическое запоминание, ребенок начинает осваивать логику, учится запоминать различные сложные слова, а также усваивает основные двигательные навыки.

В 4-6 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания. Оно осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.

Виды памяти

К таковым относятся:

  1. Двигательная – информация запоминается с последующим воспроизведением различных движений, начиная от простых, заканчивая сложными действиями. При таком виде памяти младенец учится переворачиваться, сидеть, ходить, писать, играть и т.д.
  2. Образная (зрительная) – информация запоминается в виде определенных образов, запахов. При таком развитом виде памяти человек может описывать воспринимаемые ранее образы детально. Часто такая память бывает у детей дошкольного и школьного возраста.
  3. Эмоциональная – при таком виде памяти человек сохраняет переживания, чувства и эмоции.
  4. Словесно-логическая память характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам.
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также память может быть:

  • кратковременной (есть у каждого человека),
  • долговременной (самая важная в становлении человека как личности, каждый человек накапливает свой жизненный опыт);
  • оперативной (нужна для обеспечения деятельности, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память).

Непосредственно по характеру цели память подразделяется на:

  • произвольную (возникает, когда человек затрачивает некоторые усилия для запоминания необходимой информации);
  • непроизвольную (возникает, когда человек не прикладывает усилий для запоминания информации).

Память в зависимости от способа запоминания подразделяется на:

  • смысловую (установление связей между объектами);
  • механическую (многократное повторение без установления смысла между объектами).

Образная память остается ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Дошкольник активно знакомится с окружающим миром, получает объем информации, впечатлений, требующих обобщения. В дошкольном возрасте память опережает мышление, недостатки в восприятии. Единая смысловая основа опыта дошкольника приводит к фрагментарности, разорванности отдельных образов.

На протяжении дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии памяти у детей:

  1. Объем памяти увеличивается;
  2. Представления о предметах и явлениях становятся осмысленными и четкими, носят обобщенный характер;
  3. Связность и системность представлений;
  4. Подвижность образов, их использование в разных видах деятельности;
  5. Управление осмысленными представлениями.

Непроизвольная память

В основном память дошкольника носит непроизвольный характер. Чаще ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания, оно осуществляется в деятельности и зависит от характера личности. Дошкольник запоминает то, на что обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление.

Непроизвольное запоминание предметов и слов зависит от активного действия ребенка по отношению к ним – как он воспринимает их, обдумывает, группирует. При рассматривании картинок, иллюстраций ребенок запоминает хуже, чем при просьбе разложить их по определенным местам, распределить.

Так, у младших школьников единственная форма работы памяти – это непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Поскольку он еще не может поставить перед собой цель – запомнить или вспомнить что-либо.

Произвольная память

Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных задач на запоминание и припоминание. Каждый день в игровой или бытовой деятельности ребенок опирается на усвоенные им способы действия с предметами, использует приобретенные знания, умения и навыки.

Произвольная память складывается в возрасте 4-5 лет. Благоприятными условиями ее развития являются условия игры, когда запоминание является эффективным способом успешного выполнения задачи.

В памяти дошкольника важным моментом выступает появление личных воспоминаний. В воспоминаниях отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи, межличностные отношения.

Произвольное запоминание бывает:

  • механическим (главное в дошкольном возрасте, при повторении вслух и про себя дети лучше запоминают информацию);
  • логическим (его развитие очень важно при дальнейшем формировании личности ребенка).
Замечание 1

Таким образом, память занимает особое место среди познавательных психических процессов. С возрастом память изменяется и поддается тренировке. Успешность развития памяти зависит от степени завершенности действий запоминания, интересов личности, эмоционального настроя, волевых качеств.

Отличительная черта детской памяти – наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала – образные и эмоциональные описания. Так, память – это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot